Если сейчас кто-то из вас, уважаемые педагоги-психологи, работает с учащимися четвертых классов с целью подготовки к их переходу в 5 класс, то весьма полезной может оказаться методика, предложенная П. А. Мясоедом.

Не в противопоставление несколько тяжеловесной методике ГИТ, а в дополнение к ней предлагаем воспользоваться в работе методикой оценки интеллектуального развития младших школьников (ИРМШ), предложенной к. п. н. П. А. Мясоедом. В своей статье* автор подробно сообщает о процессе разработки методики и о проверке ее валидности и надежности, убедительно доказывая что такой инструмент и способ работы имеет право быть в арсенале педагога-психолога.

Методика предназначена для использования в работе с учащимися I - III классов. В Украине (Автор работает в Полтаве) начальная школа на момент создания методики была преимущественно трехлетняя. Но я считаю, что использование этой методики как экспресс-метода в четырехлетней начальной школе в России вполне допустимо. Тем более в нашем случае - предварительного обследования выпускного класса начальной школы. Для этого вам надо будет нумерацию классов I, II, и III трехлетней школы заменить соответственно на II, III, и IV школы четырехлетней. Предполагаем, что уровень интеллектуального развития выпускника четырехлетней школы не будет отличаться от уровня выпускника трехлетней.

Методика П. А. Мясоеда позволяет быстро оценить уровень ИРМШ с привлечением учителя в качестве эксперта.

Методика состоит из 9 шкал, из которых:

Каждая шкала состоит из пяти утверждений и каждому утверждению соответствует оценка уровня развития.

Работа с методикой оценки ИРМШ состоит из трех шагов.

1. Ознакомить учителя с измерительными шкалами и получить от него первичные оценки (ПО) по каждой из девяти шкал примерно в таком виде:

Фамилия, имя 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Сумма
1 Иванов Иван 5 4,5 5 4 4 4,5 3,5 5 4 39,5
2 Петров Петр 3,5 4 3 3 2 3,5 4 2 3 28,0
3 Сидоров Сидор 4 4 4 3 4 3 5 4 3,5 34,5
При оценивании учитель может использовать и промежуточные значения. Таким образом, вся шкала допустимых оценок выглядит так: 1 - 1,5 - 2 - 2,5 - 3 - 3,5 - 4 - 4,5 - 5.

2. Перевести сумму первичных оценок в относительную оценку. Для этого воспользуйтесь следующей формулой:

ОО=(ПО1+ПО2+ПО3+ПО4+ПО5+ПО6+ПО7+ПО8+ПО9)*100/МО, где

То есть надо сумму первичных оценок по всем девяти шкалам, умножить на сто и разделить на максимальную суммарную оценку по всем шкалам.

Причем,

3. Перевести относительные оценки (ОО) в станайны (standard nine) - стандартные оценки по девятибалльной шкале. Для этого воспользуйтесь таблицей:

Классы Станайны
1 2 3 4 5 6 7 8 9
I 33 - 36 37 - 43 44 - 56 57 - 66 67 - 77 78 - 92 93 - 97 98 - 99 100
II 50 - 55 56 - 61 62 - 68 69 - 77 78 - 87 88 - 94 95 - 97 98 - 99 100
III 60 61 - 33 64 - 70 71 - 78 79 - 85 86 - 92 93 - 97 98 - 99 100

Станайны от 1 до 3 мы будем расценивать ка признак низкого уровня ИРМШ, от4 до 6 - как средний уровень и от 7 до 9 - как высокий. Если относительная оценка (ОО) не достигает первого станайна, то ИРМШ можно оценить как задержанное интеллектуальное развитие, а если ОО превосходит 9-й станайн - то как опережающее.


*Мясоед П. А. "Оценка интеллектуального развития младших школьников учителем"// Вопросы психологии, № 6, 2001, стр. 89.


Hosted by uCoz