Специалиста мы приглашаем тогда, когда не имеем возможности самостоятельно выполнить какую-либо работу, решить какую-либо задачу. Психолог на родительском собрании нужен только тогда, когда возникают проблемы самостоятельно неразрешимые классным руководителем (классное собрание) или администрацией (собрание родителей учащихся нескольких классов или всей школы).

Психолог может быть активным участником родительского собрания в случаях:

  1. Психолог профессионально владеет запрашиваемой информацией, которой не владеют другие работники школы.
  2. Психолог владеет методами организации аудитории, которые позволяют решить поставленную задачу и которыми не владеют другие работники школы.
  3. Психолог владеет методами изучения аудитории (наблюдение, анкетирование, тестирование), котрыми не владеют другие работники школы.

Присказка, "которыми не владеют другие работники школы" не случайна: норматив "один психолог на 500 - 600 учащихся плюс пропорциональное количество родителей и педагогов" делает непозволительтной роскошью выполнение психологом работ, которые могут быть успешно выполнены другими специалистами, коих по одному на 25 учащихся.

Обсуждая с администрацией или классным руководителем свое участие в собрании и планируя свою работу на собрании, психолог, по моему мнению, должен обратить внимание на следующие принципы:

  1. Реальность обсуждаемых проблем. Выносить на обсуждение родительского собрания только то, что действительно следует изменить, и то, что сделать могут только родители. Не следует ни стого, ни с сего, заводить разговор, например, о психологических особенностях детей того или иного возраста, без увязки темы с конкретными проблемами конкретных учащихся (групп, классов).
  2. Сфокусированность. Обсуждение следует вести вокруг единственной темы (проблемы), добиваясь решения поставленной задачи. Не следует охватывать множество вопросов (читай "блистать ученостью"), за исключением ситуации ответов на вопросты родителей.
  3. Глубина подготовки. Как в системе Занкова - преподавание должно вестись на высоком уровне сложности в сочетании с доступностью изложения. На собрание призодят родители с разным уровнем образования и культуры, и психолог должен сделать подготовленный материал и новым и доступным для каждого слушателя. Это требует серьезной подготовки.
  4. Психологизм. Методы и содержание работы должны быть психологическими. У каждой проблемы есть множество аспектов, психологический - один из них. Именно на психологическом аспекте проблемы и надо сосредоточиться психологу. Не надо хвататься за чужой хлеб и не надо превращаться просто в хорошего человека. Конечно важно произвести хорошее впечатление на слушателей, привлечь их. Но кроме того, что вы хороший человек, вы еше и психолог.
  5. Выбор форм и методов работы на собрании должне производиться в соответствии с поставленными целями (например, информирование, побуждение, выработка умения) и с особенностями аудитории (например, количество участников собрания, уровень образования, опыт участия родителей в группах и т. п.).
  6. И еще кажется мне важным соответствие применяемых методов работы на собрании деклариеруемым и пропагандируемым принципам. Странным, наверное, будет категорический авторитарный стиль при разговоре о педагогике сотрудничества. Мы еще часто говорим о личностно-ориентирванном подходе, о деятельностном подходе, о диалоговых методах, о когнитивной психологии личности и пр. Метод нашей работы на собрании не должен противоречить содержанию. А по моим наблюдениям это случается часто. Если классный руководитель ставит задачу повышения активности родителей во взаимодействии со школой при организации внеурочной работы класса, то психолог может использовать элементы тренингов командообразования, разъяснение психологических механизмов влияния группы.

Таким образом участие психолога в работе родительского собрания - это сплав (кому приятнее - коктейль)из психологических знаний, владения психотехниками, способностей к самоорганизации, аналитических способностией и умения ставить цели.

Предлагаем материалы для родительского собрания с условным названием "Мой стиль воспитания". Здесь статья психолога-консульатнта Гатчинского Центра медико-социальной помощи детям и подросткам Половцевой Т. В., отрывок из книги Н. Пезешиана "Психотерапия повседневной жизни", статья о влияниии системы ценностей родителей на школьную успешность детей и информация из интернет-эциклопедии "Кругосвет".

Очевидно, что предлагаемый материал требует переработки в соответствии с целями, поставленными перед организаторами раодительского собрания, особенностями родительской аудитории, индивидуальным стиляем психолога, его профессиональными установками.


Hosted by uCoz