Процесс адаптации учащихся пятых классов к новым условиям обучения с некоторых пор привлекает внимание и учителей, и педагогов, и руководителей всех уровней. Признаком этого внимания являются разработаанные Департаментом общего и дошкольного образования Министерства образования Российской Федерации методические рекомендации "Об обеспечении успешной адаптации ребенка при переходе со ступени начального общего образования - на основную".
Эти рекомендации не разделяют процесс на работу психолога, педагога, администрации - это задача должна быть решена в каждой конкретной школе. Вместе с тем очевидно, что психологическая составляющая этой работы весьма велика. изучив эти рекомендации и сопоставив их с имеющейся ситуацией в школепедагог-психолог сможет составитьподробный и грамотный проект психологического сопровождения перехода учащихся из начальной школы в основную.Это будет составная часть респективнгоплана рабоы психолога и школы в целом.
Для того, чтобы помочь учащимся, родителям и педагогам снизить издержки процесса перехода, психолог должен начать изучение особенностей учащихся, стиля преподавания учителя, общей атмосферы в классе уже в начальной школе.
Свидетельством дезадаптации школьников к условиям обучения в 5-6-х классах является снижение интереса к учению и успеваемости; появление признаков тревожности, неадекватных поведенческих реакций на замечания и реплики учителя; нарушения во взаимоотношениях со сверстниками. Группу риска может очертить учитель, работающий в 4-м классе, но психологические корни этих процессов и явлений у учащихся группы риска должен выявить психолог, дать рекомендации учителям и родителям по организации кореекционного воздействия тоже должен дать психолог. Психопрофилактическая работа по предупреждению трудностей в процессе перехода - тоже задача психолога.
Успешной работа будет конечно же тогда, когда есть грамотное административное управление работой всех специалистов, работающих в 4-х классах и тех, кто будет работать с этими учащимися, когда ребята перейдут в 5 класс.
В нашей школе такая работа начинается уже в январе. Организовывается посещение уроков в 4-х классах учителями, котрые будут преподавать у будущих пятиклассников, эти учителя проводят пробные уроки в четвертых классах, организуются диагностические контрольные работы, проводится психодиагностическая и профилактическая работа школьным психологом. Ближе к лету проводится педагогическое совещание, на котором обсуждаются результаты наблюдений и проб, проведенных в 4 классе, ставятся перспективные задачи по работе в конкретно этом пятом классе.
Такая работа позволяет педагогам основной школы психологически подготовиться к особенностям конкретного класса и с начала обучения в пятом классе эффективнее решать задачи адаптации. А педагог-психолог и будущий классный руководитель смогут строить свои планы не на основе абстрактных представлений о том, какие пятиклассники вообще, а исходя из многостороннего видения конкретных учеников и класса в целом.
Расширить свое понимание кризисности существующего варианта перехода из основной школы в среднюю, а значит расширить спектр психолго-педагогических воздействий на этот процесс поможет статья Г. А. Цукерман "Переход из начальной..."