СКАЧАТЬ
Приказ и положение (PDF)
Приказ (Word)
Положение (Word)
ПРИКАЗ
об утверждении Положения о службе практической психологии
в системе образования Гатчинского муниципального района
В целях развития и совершенствования психологической помощи участникам образовательного процесса в муниципальных образовательных учреждениях Гатчинского муниципального района
приказываю:
- Утвердить Положение о службе практической психологии в системе образования Гатчинского муниципального района (Приложение №1). Ввести Положение в действие с 01.09.2010г.
- Трошагину М. И., педагогу-психологу комитета образования администрации Гатчинского муниципального района, довести до сведения руководителей муниципальных образовательных учреждений настоящее Положение.
- Руководителям муниципальных образовательных учреждений системы образования Гатчинского муниципального района:
- при организации психологического сопровождения образовательного процесса руководствоваться настоящим Положением;
- привести в соответствие с настоящим Положением локальные акты, регламентирующие деятельность службы практической психологии в образовательном учреждении.
- Контроль за исполнение данного приказа возложить на заместителя председателя комитета образования Гатчинского муниципального района Г. И. Михельсову.
Председатель комитета С. В. Попков
Приложение №1
к Приказу комитета образования
Гатчинского муниципального района
от 31.08.2010г. № 375
ПОЛОЖЕНИЕ
о Службе практической психологии
в системе образования
Гатчинского муниципального района
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании", Федеральным Законом "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", Типовым положением об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, Положением о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации, концепцией профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде, положением о Комитете образования Гатчинского муниципального района и служит правовой и организационно-управленческой основой ее формирования и организации, определяет структуру и порядок управления психологической службой в системе образования Гатчинского муниципального района (в дальнейшем - Служба).
1.2. Служба является необходимым компонентом системы образования Гатчинского муниципального района, обеспечивающим социально-психологическое проектирование, мониторинг и экспертизу условий для личностного, интеллектуального и социального развития детей и молодежи, для охраны психологического здоровья всех участников образовательного процесса; а также оказание психологической помощи (психологической поддержки) всем участникам образовательного процесса в соответствии с целями и задачами системы образования Гатчинского муниципального района.
1.3. В своей деятельности Служба руководствуется международными актами в области защиты прав детей и молодежи, Законом Российской Федерации "Об образовании", федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, Законами Ленинградской области в сфере образования, решениями Совета депутатов и постановлениями администрации Гатчинского муниципального района решениями комитета образования администрации Гатчинского муниципального района, настоящим Положением.
1.4. В соответствии со ст. 1.1 закона Российской Федерации "Об образовании" под образованием в настоящем Положении понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов). В своей деятельности Служба исходит из необходимости достижения образовательных, социальных целей системы образования:
образовательная цель - это приобретение обучающимися, воспитанниками необходимых знаний, умений и навыков для получения профессии, развития карьеры, достижения успеха в жизни; социальная цель - это помощь обучающимся, воспитанникам в определении своих возможностей исходя из способностей, склонностей, интересов, состояния здоровья, социального и экономического положения семьи. Социальная цель состоит также в воспитании стремления к взаимопомощи, толерантности, милосердия, ответственности и уверенности в себе, способности к активному социальному взаимодействию без ущемления прав и свобод другой личности.
1.5. Служба работает в тесном контакте с учреждениями здравоохранения, органами опеки и попечительства, органами внутренних дел и прокуратуры, профессиональными общественными организациями.
2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ СЛУЖБЫ
2.1. Целью Службы является обеспечение социально-психологического проектирования, мониторинга и экспертизы условий для личностного, интеллектуального и социального развития детей и молодежи, охраны психологического здоровья всех участников образовательного процесса, а также оказание психологической помощи (психологической поддержки) всем участникам образовательного процесса в соответствии с целями и задачами системы образования Гатчинского муниципального района.
2.2. Задачи Службы:
- сохранение и укрепление здоровья, содействие личностному, интеллектуальному, социальному развитию обучающихся, воспитанников за счет дополнения современных методов обучения и воспитания эффективными психолого-педагогическими технологиями и обеспечения здоровьесберегающего образовательного пространства;
- обеспечение психологической безопасности обучающихся в образовательном процессе;
- оказание психологической помощи и поддержки обучающимся, их родителям, воспитателям, педагогическому коллективу, администрации образовательного учреждения в профилактике и преодолении отклонений в развитии и воспитании обучающихся, воспитанников;
- обеспечение содержательной доступности образовательных, воспитательных и развивающих программ и технологий и их психолого-педагогического соответствия возрастным, личностным и интеллектуальным особенностям и возможностям обучающихся, а также содействие педагогическому коллективу в адаптации содержания образовательных, воспитательных и развивающих программ и способов освоения к интеллектуальным и личностным возможностям и особенностям обучающихся, воспитанников;
- участие в комплексной психолого-педагогической экспертизе профессиональной деятельности специалистов образовательных учреждений, образовательных программ и проектов, учебно-методических пособий, проводимой по инициативе органов управления образованием или отдельных образовательных учреждений;
- содействие распространению и внедрению в практику психологических служб образовательных учреждений новейших достижений в области отечественной и зарубежной психологии.
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛУЖБЫ
3.1. Обеспечение психологической безопасности и развивающего характера образовательной среды - система мер, направленных на устранение факторов негативного воздействия образовательной среды на развитие личности обучающихся, воспитанников, в том числе психологического насилия; а также на формирование социально-психологической компетентности всех участников образовательного процесса, обеспечивающей возможность компетентного выбора личностью своего жизненного пути, самостоятельного решения проблем, умения анализировать ситуацию и выбирать соответствующее поведение, не ущемляющее свободы и достоинства другого.
- Социально-психологический мониторинг - система информационного сопровождения инновационных процессов в образовании, позволяющая администрации, педагогическому коллективу образовательного учреждения, органам управления образованием осуществить анализ воздействия традиционных и инновационных психолого-педагогических и педагогических технологий на качество обучения и личностные изменения обучающихся, воспитанников; принимать управленческие решения и распределять кадровые, финансовые и иные ресурсы, основываясь на объективных данных.
- Социально-психологическая экспертиза - оценка соответствия образовательных, воспитательных, социальных программ, учебных пособий, образовательных маршрутов и других составляющих образовательной среды поставленным развивающим задачам, а также возрастным и индивидуальным особенностям обучающихся.
- Социально-психологическое проектирование - разработка системы социально-педагогических и психологических мероприятий для решения задач обучения, воспитания и развития обучающихся, воспитанников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, восприимчивости к различного рода педагогическим технологиям, возможности усваивать предлагаемые объемы информации, эмоционального благополучия и т.д. Психологическая составляющая в образовательном проектировании призвана сохранить и укрепить психическое и социальное здоровье и благополучие всех участников проектных изменений.
3.2. Оказание психологической помощи участникам образовательного процесса - система мероприятий, направленных на преодоление психолого-педагогических проблем, возникающих у участников образовательного процесса в различных социальных ситуациях; оказание помощи в выборе образовательного маршрута с учетом личностных и интеллектуальных особенностей, возможностей и склонностей; профессиональную ориентацию; оказание психологической помощи в планировании и реализации профессиональной карьеры.
Психологическая помощь участникам образовательного процесса включает следующие виды деятельности:
- психологическое просвещение - система мероприятий, направленных на формирование у обучающихся, воспитанников и их родителей (законных представителей), педагогических работников и руководителей образовательных учреждений психологической компетентности, а также потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития и для решения профессиональных задач;
- психологическая профилактика - мероприятия, направленные на выявление и предупреждение возникновения явлений дезадаптации обучающихся, воспитанников в образовательных учреждениях, разработка профилактических программ и конкретных рекомендаций обучающимся, воспитанникам, педагогическим работникам, родителям (законным представителям) по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития;
- психологическая диагностика - психолого-педагогическое изучение обучающихся, воспитанников на протяжении всего периода обучения, определение индивидуальных особенностей и склонностей личности, ее потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, в профессиональном самоопределении, а также выявление причин и механизмов нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации. Психологическая диагностика проводится специалистами как индивидуально, так и с группами обучающихся, воспитанников образовательных учреждений;
- психологическое консультирование - оказание помощи личности в ее самопознании, адекватной самооценке и адаптации в реальных жизненных условиях, формировании ценностно-мотивационной сферы, преодолении кризисных ситуаций и достижении эмоциональной устойчивости, способствующих непрерывному личностному росту и саморазвитию, включая индивидуальные и групповые консультации обучающихся, воспитанников, педагогов, родителей (законных представителей);
- психологическая коррекция и развитие - активное психологическое воздействие, направленное на устранение или компенсацию выявленных отклонений в психическом и личностном развитии обучающихся со стойкими затруднениями в освоении образовательной программы. Целью психологической коррекции и развития является достижение адаптации в образовательной среде, гармонизация личности и межличностных отношений;
- профессиональная ориентация - психологическое обеспечение профессионального самоопределения и выбора оптимального вида занятости обучающихся с учетом их интеллектуально-личностных возможностей, мотивационной направленности и социально-экономической ситуации на рынке труда.
3.3. Повышение качества психологической помощи участникам образовательного процесса - система мер, направленных на развитие кадрового потенциала, материально-технической базы Службы; повышение уровня профессионализма специалистов Службы через систему повышения квалификации, участие в деятельности профессиональных объединений и организаций, формирование единого информационного пространства, а также обеспечение специалистов Службы унифицированным и сертифицированным психодиагностическим и коррекционно-развивающим инструментарием, необходимым для осуществления профессиональной деятельности.
4. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА СЛУЖБЫ
4.1. Под Службой понимается многоуровневая организационная система, интегрирующая основные структурные подразделения, которые обеспечивают оказание эффективной психологической помощи всем участникам образовательного процесса в учреждениях образования всех типов и видов системы образования Гатчинского муниципального района.
4.2. В организационную структуру Службы входят:
4.2.1. На муниципальном уровне:
- специалисты в Комитете образования Гатчинского муниципального района - организуют и контролируют деятельность Службы на уровне муниципального образования Гатчинский муниципальный район, обеспечивают информационное и организационное единство подразделений Службы в образовательных учреждениях на территории муниципального образования; организуют выполнение федеральных, региональных и иных нормативных документов, подготавливают проекты приказов, распоряжений председателя комитета образования Гатчинского муниципального района и других документов по вопросам Службы на муниципальном уровне; осуществляют контроль за их выполнением; проводят совещания, семинары, научно-практические конференции и другие мероприятия по вопросам Службы;
- образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (ППМС-центры), - осуществляют первичную и специализированную психологическую помощь всем субъектам образовательного процесса; организуют и проводят социально-психологический мониторинг образовательной системы; анализируют состояние психологического здоровья обучающихся, воспитанников в образовательном пространстве территориального (муниципального) управления и предоставляют необходимую информацию территориальному (муниципальному) управлению образования для принятия управленческих решений; осуществляют психологическое проектирование образовательной среды в образовательных учреждениях своего района, осуществляют информационное и организационное обеспечение деятельности Службы на территории своего района;
- методический отдел и методические объединения специалистов Службы - осуществляют функции координации методического обеспечения деятельности Службы комитета образования администрации Гатчинского муниципального района, организуют проведение совещаний и конференций по вопросам деятельности Службы на муниципальном уровне; готовят методические рекомендации по вопросам оказания психологической помощи всем субъектам образовательного процесса;
- Психолого-медико-педагогическая комиссия комитета образования администрации Гатчинского муниципального района - действует в соответствии с Положением о ПМПК комитета образования администрации Гатчинского муниципального района, обеспечивает выявление детей и подростков с отклонениями в развитии, проведение комплексного диагностического обследования несовершеннолетних и разработку рекомендаций, направленных на определение специальных условий для получения ими образования и сопутствующего медицинского обслуживания.
4.2.2. На уровне образовательного учреждения:
психологические службы образовательных учреждений - структурные подразделения образовательных учреждений общего и дополнительного образования различных форм собственности, типов и видов, в состав которых входят два и более педагогов-психологов, психологов, обеспечивающих преемственность в оказании психологической помощи на всех ступенях образования по всем направлениям деятельности Службы. Специалисты психологических служб образовательных учреждений взаимодействуют с педагогами, логопедами, дефектологами, медицинскими работниками, другими специалистами и региональными, муниципальными структурными подразделениями Службы с целью оказания комплексной многопрофильной помощи обучающимся, воспитанникам.
При отсутствии условий для создания психологической службы в образовательном учреждении вводится должность педагога-психолога (психолога) - специалиста, который оказывает первичную психологическую помощь обучающимся, воспитанником в соответствии со своей профессиональной подготовкой исходя из запроса администрации образовательного учреждения. Педагог-психолог (психолог) взаимодействует с муниципальными структурными подразделениями Службы с целью оказания специализированной помощи обучающимся, воспитанникам.
- Психолого-медико-педагогические консилиумы образовательных учреждений - осуществляют выявление детей и подростков с отклонениями в развитии на основе комплексного изучения личности ребенка с использованием диагностических методик психологического, педагогического, клинического обследования и динамического наблюдения за развитием детей в общеобразовательном учреждении; разрабатывают рекомендации, направленные на определение психолого-педагогических условий для получения ими образования и сопутствующего медицинского обслуживания; консультируют родителей и учителей по вопросам профилактики, лечения, а также организации помощи и педагогической поддержки детям с трудностями в обучении.
5. УПРАВЛЕНИЕ СЛУЖБОЙ
5.1. Общее руководство Службой и ответственность за ее организацию возлагается:
5.1.1. на муниципальном уровне - на уполномоченного специалиста комитета образования Гатчинского муниципального района;
5.1.2. на уровне образовательных учреждений (первичное звено Службы) - на руководителя психологической службы образовательного учреждения.
Педагог-психолог (психолог) образовательного учреждения (при отсутствии психологической службы в образовательном учреждении) по административной линии подчиняется руководителю образовательного учреждения, а по профессиональной линии - уполномоченному специалисту комитета образования администрации Гатчинского муниципального района.
5.2. Научно-методическое руководство деятельностью Службы в системе образования администрации Гатчинского муниципального района возлагается на методический отдел комитета образования Гатчинского муниципального района и методические объединения специалистов Службы.
6. ФИНАНСИРОВАНИЕ СЛУЖБЫ
6.1. Деятельность Службы и отдельных ее подразделений финансируется за счет соответствующей статьи бюджета и целевых средств комитета образования администрации Гатчинского муниципального района.