По итогам работы за учебный год на основе выделенных критериев профессиональной деятельности педагог-психолог представляет качественно-количественный анализ деятельности.
Анализ деятельности педагог-психолог предоставляет в конце учебного года на итоговый педагогический совет в произвольной форме на основе статистического отчета и проблемно-ориентированного анализа деятельности.
Педагог-психолог осуществляет качественный анализ собственной работы, ориентируясь на предлагаемые критерии эффективности профессиональной деятельности.
Критерии эффективности профессиональной деятельности педагога-психолога:
- Знание психологом теоретических основ психологии, педагогики, философии, социологии;
- Соблюдение этического кодекса работы психолога,
- Соответствие нормативам временных нагрузок психолога по всем направлениям профессиональной деятельности,
- Системность работы психолога с различными категориями в образовательном процессе (ученик, родитель, учитель, администрация и т.д.),
- Участие психолога в работе различных комиссий и выполнение функций, выходящих за рамки его должностных обязанностей,
- Самосовершенствование, участие в семинарах, методических объединениях, конференциях, а также курсах повышения квалификации. Владение профессионально важными качествами, среди которых:
- умение тактично и корректно высказывать свою точку зрения, обосновывать мировоззренческую позицию,
- умение давать объективную оценку другим людям и возникающим ситуациям,
- умение анализировать конкретные ситуации в образовательном процессе, осуществлять выбор адекватных целей и задач,
- адекватно использовать теоретические знания в своей практической деятельности,
- умение выбирать адекватные способы и приемы при решении профессионально важных задач,
- освоение норм, эталонов профессиональной деятельности, достижение в ней мастерства, стремление индивидуализировать свою деятельность, а также осознанно развивать свою индивидуальность средствами профессии,
- проявление открытость для постоянного профессионального обучения, изменений, накопление опыта,
- способность ориентироваться в современных проблемах психологии и т.д.
- Результативность работы и роль психолога в деятельности образовательного учреждения.
- организация и результативность психологического просвещения и консультирования,
- соответствие организации диагностической работы требованиям, предъявляемым к ней: достоверность результатов, доступность и реалистичность рекомендаций по результатам психодиагностической работы, степень учета компетентности должностных лиц при их реализации,
- эффективность психопрофилактической работы,
- результативность психокоррекционной работы.
- Степень включенности психолога в жизнедеятельность образовательного учреждения.
- реализация поставленных целей и задач в процессе профессиональной деятельности,
- устанавление внешних и внутренних связей, взаимодействие с различными специалистами внутри и вне образовательного учреждения,
- участие в создании предметно-развивающей среду в образовательном учреждении для разных категорий сопровождения,
- обеспечение психологического сопровождения различных участников образовательного процесса,
- организация обучения общению учащихся и других участников образовательного процесса,
- обеспечение этичности и соблюдение этикета во взаимодействии учащихся с родителями, педагогами, сверстниками и т.д.
- создание в коллективе благоприятного психологического климата , который характеризуется продуктивным общением, взаимодействием детей и взрослых,
- обогащение профессиональный опыт в том числе, за счет личного творческого вклада и т.д.,
- изучение профессионального психологического опыта своих коллег (района, края, региона, страны и т.д.), с использованием Интернет-ресурсов,
- реальная материально-техническая база, максимальное и продуктивное использование имеющихся ресурсов в своей профессиональной деятельности,
- наличие и эффективность использования специально оборудованный кабинет с выделенными секторами для проведения индивидуальных и групповых форм работы,
- наличие и использование необходимого психодиагностического инструментария,
- наличие и использование дидактического материала и методических пособий для проведения коррекционно-развивающей работы,
- Организационно-правовое обеспечение профессиональной деятельности психолога.
- наличие и знание обязательных нормативных документов, регламентирующих профессиональную деятельность педагога-психолога,
- наличие (ведение) основной документации педагога-психолога.
Умение анализировать свою профессиональную деятельность развивается с опытом работы психолога. Развитию этого умения недостаточно уделяется внимания в процессе обучения психологов. Поэтому молодым специалистам было бы удобно пользоваться готовыми схемами анализа, постепенно их усложняя и делая индивидуальными.Вот пример одной из таких схем
Анализ работы педагога-психолога
МОУ "__________________________"
Фамилия, имя, отчество
1.Какие цели были поставлены перед психологом на 2006/2007 учебный год и какова степень их достижения?
(5- цель достигнута полностью, 4 - цель в основном достигнута, 3 - цель достигнута примерно наполовину, 2 - цель в основном не достигнута, 1 - цель не достигнута)
№ | Цели, поставленные перед психологом на 2006/2007 учебный год | Степень достижения целей |
---|---|---|
1 | 1 2 3 4 5 | |
2 | 1 2 3 4 5 | |
3 | 1 2 3 4 5 | |
4 | 1 2 3 4 5 | |
5 | 1 2 3 4 5 |
2. Какие из направлений работы педагога-психолога были наиболее инаименее успешными в 2006/2007 учебном году и чем это объясняется?
(Работа была успешной или неуспешной, часто или редко используемой, легко или трудно осуществимой)
№ | Направление работы | Степень эффективности | Причины успеха или неуспеха |
---|---|---|---|
1 | Профилактика | 1 2 3 4 5 | |
1 | Просвещение | 1 2 3 4 5 | |
1 | Диагностика | 1 2 3 4 5 | |
1 | Коррекция | 1 2 3 4 5 | |
1 | Консультирование | 1 2 3 4 5 |
3.С какими категориями участников образовательного процесса работа педагога-психолога была более (менее) эффективна? В чем причины?
№ | Категория участников | Эффективность | Причины Эффективности ил неэффективности |
---|---|---|---|
1 | Учащиеся 1 - 4 кл. | 1 2 3 4 5 | |
2 | Учащиеся 5 - 7 кл. | 1 2 3 4 5 | |
3 | Учащиеся 8 - 9 кл. | 1 2 3 4 5 | |
4 | Учащиеся 10 - 11 кл. | 1 2 3 4 5 | |
5 | Педагоги | 1 2 3 4 5 | |
6 | Родители | 1 2 3 4 5 |
4.Какие методы работы (по каждому направлению) чаще использовал педагог-психолог? В чем причина предпочтения методов?
№ | Направление работы | Предпочитаемые методы | Причины предпочтений |
---|---|---|---|
1 | Профилактика | ||
1 | Просвещение | ||
1 | Диагностика | ||
1 | Коррекция | ||
1 | Консультирование |
5.Приведите примеры удачных и неудачных (с точки зрения достижения поставленных целей) мероприятий, акций, проектов. Каковы на ваш взгляд причины их успеха или неудачи?
Акции, проекты, мероприятия | Причины их успешности/неуспешности | |
---|---|---|
Удачные | ||
Неудачные | ||
6. Количественные показатели работы педагога-психолога
(Взять из журнала учета работы)
Направление | Профилактика | Диагностика | Консультирование | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Инд. | Кол-во групп | Человек в группах | Инд. | Кол-во групп | Человек в группах | Инд. | Кол-во групп | Человек в группах | ||||
1 - 4 класс | ||||||||||||
5 - 7класс | ||||||||||||
8 - 9 класс | ||||||||||||
10 - 11 класс | ||||||||||||
Педагоги | ||||||||||||
Родители | ||||||||||||
СУММА |
7.Какие задачи на следующий учебный год, по вашим предположениям, поставит перед Вам администрация образовательного учреждения?
№ | Задачи, которые предположительно поставит администрация |
---|---|
1 | |
2 | |
3 |
8.Какие задачи, исходя из своего анализа, Вы поставите сами на слующий учебный год?
№ | Задачи, которые вытеают из Вашего анализа |
---|---|
1 | |
2 | |
3 |
9.Какая информация или методическая помощь может понадобиться Вамм в следующем учебном году для решения этих задач?
№ | В какой информации и методической помощи возникает потребность |
---|---|
1 | |
2 | |
3 |
10.Что еще Вы хотели бы отметить в качестве анализа своей работы за год?
Дата составления анализа "____" ______________ 20____ г.
Подпись _______________________