По итогам работы за учебный год на основе выделенных критериев профессиональной деятельности педагог-психолог представляет качественно-количественный анализ деятельности.

Анализ деятельности педагог-психолог предоставляет в конце учебного года на итоговый педагогический совет в произвольной форме на основе статистического отчета и проблемно-ориентированного анализа деятельности.

Педагог-психолог осуществляет качественный анализ собственной работы, ориентируясь на предлагаемые критерии эффективности профессиональной деятельности.

Критерии эффективности профессиональной деятельности педагога-психолога:

  1. Знание психологом теоретических основ психологии, педагогики, философии, социологии;
  2. Соблюдение этического кодекса работы психолога,
  3. Соответствие нормативам временных нагрузок психолога по всем направлениям профессиональной деятельности,
  4. Системность работы психолога с различными категориями в образовательном процессе (ученик, родитель, учитель, администрация и т.д.),
  5. Участие психолога в работе различных комиссий и выполнение функций, выходящих за рамки его должностных обязанностей,
  6. Самосовершенствование, участие в семинарах, методических объединениях, конференциях, а также курсах повышения квалификации. Владение профессионально важными качествами, среди которых:
    • умение тактично и корректно высказывать свою точку зрения, обосновывать мировоззренческую позицию,
    • умение давать объективную оценку другим людям и возникающим ситуациям,
    • умение анализировать конкретные ситуации в образовательном процессе, осуществлять выбор адекватных целей и задач,
    • адекватно использовать теоретические знания в своей практической деятельности,
    • умение выбирать адекватные способы и приемы при решении профессионально важных задач,
    • освоение норм, эталонов профессиональной деятельности, достижение в ней мастерства, стремление индивидуализировать свою деятельность, а также осознанно развивать свою индивидуальность средствами профессии,
    • проявление открытость для постоянного профессионального обучения, изменений, накопление опыта,
    • способность ориентироваться в современных проблемах психологии и т.д.
  7. Результативность работы и роль психолога в деятельности образовательного учреждения.
    • организация и результативность психологического просвещения и консультирования,
    • соответствие организации диагностической работы требованиям, предъявляемым к ней: достоверность результатов, доступность и реалистичность рекомендаций по результатам психодиагностической работы, степень учета компетентности должностных лиц при их реализации,
    • эффективность психопрофилактической работы,
    • результативность психокоррекционной работы.
  8. Степень включенности психолога в жизнедеятельность образовательного учреждения.
    • реализация поставленных целей и задач в процессе профессиональной деятельности,
    • устанавление внешних и внутренних связей, взаимодействие с различными специалистами внутри и вне образовательного учреждения,
    • участие в создании предметно-развивающей среду в образовательном учреждении для разных категорий сопровождения,
    • обеспечение психологического сопровождения различных участников образовательного процесса,
    • организация обучения общению учащихся и других участников образовательного процесса,
    • обеспечение этичности и соблюдение этикета во взаимодействии учащихся с родителями, педагогами, сверстниками и т.д.
    • создание в коллективе благоприятного психологического климата , который характеризуется продуктивным общением, взаимодействием детей и взрослых,
    • обогащение профессиональный опыт в том числе, за счет личного творческого вклада и т.д.,
    • изучение профессионального психологического опыта своих коллег (района, края, региона, страны и т.д.), с использованием Интернет-ресурсов,
  9. реальная материально-техническая база, максимальное и продуктивное использование имеющихся ресурсов в своей профессиональной деятельности,
    • наличие и эффективность использования специально оборудованный кабинет с выделенными секторами для проведения индивидуальных и групповых форм работы,
    • наличие и использование необходимого психодиагностического инструментария,
    • наличие и использование дидактического материала и методических пособий для проведения коррекционно-развивающей работы,
  10. Организационно-правовое обеспечение профессиональной деятельности психолога.
    • наличие и знание обязательных нормативных документов, регламентирующих профессиональную деятельность педагога-психолога,
    • наличие (ведение) основной документации педагога-психолога.

Умение анализировать свою профессиональную деятельность развивается с опытом работы психолога. Развитию этого умения недостаточно уделяется внимания в процессе обучения психологов. Поэтому молодым специалистам было бы удобно пользоваться готовыми схемами анализа, постепенно их усложняя и делая индивидуальными.Вот пример одной из таких схем

Анализ работы педагога-психолога

МОУ "__________________________"

Фамилия, имя, отчество




1.Какие цели были поставлены перед психологом на 2006/2007 учебный год и какова степень их достижения?

(5- цель достигнута полностью, 4 - цель в основном достигнута, 3 - цель достигнута примерно наполовину, 2 - цель в основном не достигнута, 1 - цель не достигнута)

Цели, поставленные перед психологом на 2006/2007 учебный год Степень достижения целей
1                           1  2  3  4  5 
2                           1  2  3  4  5 
3                           1  2  3  4  5 
4                           1  2  3  4  5 
5                           1  2  3  4  5 

2. Какие из направлений работы педагога-психолога были наиболее инаименее успешными в 2006/2007 учебном году и чем это объясняется?

(Работа была успешной или неуспешной, часто или редко используемой, легко или трудно осуществимой)

Направление работы Степень эффективности Причины успеха или неуспеха
1 Профилактика  1 2 3 4 5 
1 Просвещение  1 2 3 4 5 
1 Диагностика  1 2 3 4 5 
1 Коррекция  1 2 3 4 5 
1 Консультирование  1 2 3 4 5 

3.С какими категориями участников образовательного процесса работа педагога-психолога была более (менее) эффективна? В чем причины?

Категория участников Эффективность Причины Эффективности ил неэффективности
1 Учащиеся 1 - 4 кл.  1 2 3 4 5 
2 Учащиеся 5 - 7 кл.  1 2 3 4 5 
3 Учащиеся 8 - 9 кл.  1 2 3 4 5 
4 Учащиеся 10 - 11 кл.  1 2 3 4 5 
5 Педагоги  1 2 3 4 5 
6 Родители  1 2 3 4 5 

4.Какие методы работы (по каждому направлению) чаще использовал педагог-психолог? В чем причина предпочтения методов?

Направление работы Предпочитаемые методы Причины предпочтений
1 Профилактика
1 Просвещение
1 Диагностика
1 Коррекция
1 Консультирование

5.Приведите примеры удачных и неудачных (с точки зрения достижения поставленных целей) мероприятий, акций, проектов. Каковы на ваш взгляд причины их успеха или неудачи?

Акции, проекты, мероприятия Причины их успешности/неуспешности
Удачные    
   
   
Неудачные    
   
   

6. Количественные показатели работы педагога-психолога

(Взять из журнала учета работы)

Направление Профилактика Диагностика Консультирование
Инд. Кол-во групп Человек в группах Инд. Кол-во групп Человек в группах Инд. Кол-во групп Человек в группах
1 - 4 класс
5 - 7класс
8 - 9 класс
10 - 11 класс
Педагоги
Родители
СУММА

7.Какие задачи на следующий учебный год, по вашим предположениям, поставит перед Вам администрация образовательного учреждения?

Задачи, которые предположительно поставит администрация
1
2
3

8.Какие задачи, исходя из своего анализа, Вы поставите сами на слующий учебный год?

Задачи, которые вытеают из Вашего анализа
1
2
3

9.Какая информация или методическая помощь может понадобиться Вамм в следующем учебном году для решения этих задач?

В какой информации и методической помощи возникает потребность
1
2
3

10.Что еще Вы хотели бы отметить в качестве анализа своей работы за год?






Дата составления анализа "____" ______________ 20____ г.

Подпись _______________________


Hosted by uCoz