В этом разделе уже размещена страничка об анализе работы педагога-психолога. Но мы еще раз возвращаемся к этой теме в свяхи с письмом комитета образования "О методических рекомендациях...". Предлагаем познакомиться с письмом и методическими рекомендациями по анализу и планрованию работы педагога-психолога в системе образования Гатчинского района.

Письмо комитета образования Гатчинского муниципального района

Приложение к письму
комитета образования
Гатчинского муниципального района
от " 24 " января 2011г. № 85.

Методические рекомендации
по планированию и анализу работы педагогов-психологов
муниципальных образовательных учреждений
Гатчинского муниципального района

Анализ и планирование работы - два неразрывно связанных управленческих процесса. Анализ работы по психологическому сопровождению образовательного процесса подразумевает выявление психологических проблем и достижений в существующей системе образовательного процесса при данном контингенте участников образовательного процесса и заданных внешних условиях.

Новые задачи реализуются в плане работы, который является прообразом деятельности по решению задач. Осуществленная деятельность вновь подвергается анализу.

Анализ работы педагога-психолога

Анализ работы педагога-психолога не только позволяет ему поставить новые цели и задачи психологического сопровождения. Это так же важная информация для руководителя образовательного учреждения, позволяющая при-нимать управленческие решения стратегического характера. Направлений психологического анализа может быть избрано несколько, назовем некоторые возможные предметы анализа:

  1. Цели психологического сопровождения и задачи, над решением которых работал педагог-психолог, достижения и неудачи при решении поставленных задач, причины (определяющие факторы) неудач и достижений.
  2. Проблемы организации образовательного процесса, как их видит педагог-психолог и отражение этих проблем в целях, задачах и направлениях образовательного учреждения вообще и психологического сопровождения в частности.
  3. Распределение усилий педагога психолога по категориям участников образовательного процесса и обоснованность и эффективность такого распределения.
  4. Предпочитаемые педагогом-психологом виды, формы и методы работы, причины таких предпочтений, эффективность избираемых видов, форм и методов работы и др.

Среди всех направлений анализа наиболее важным для повышения эф-фективности работы по психологическому сопровождению образовательного процесса является анализ решения поставленных задач. Такой анализ является необходимым для перспективного планирования работы педагога-психолога.

Комитет образования Гатчинского муниципального района рекомендует при анализе решения задач, поставленных перед педагогом-психологом использовать приведенную ниже табличную форму.

Анализируемые параметры (например, поставленные задачи) Выполненная работа Положительные результаты Возникшие проблемы Что планируется предпринять для решения возникшей проблемы



Перспективный план работы по психологическому сопровождению образовательного процесса на учебный год

Перспективный план работы ежегодно разрабатывается каждым педагогом-психологом на основе проведенного им анализа работы за предыдущий год, а также целей и задач, определенных программой развития образовательного учреждения и задач, поставленных администрацией на предстоящий год. Перспективный план психологического сопровождения образовательного процесса утверждается директором образовательного учреждения. Форма плана выбирается психологом с учетом требований к ведению аналогичной документации в образовательном учреждении таким образом, чтобы перспективный план работы психолога на учебный год мог стать составной частью плана работы образовательного учреждения.

Комитет образования гатчинского муниципального района рекомендует составлять план психологического сопровождения образовательного процесса, состоящий из следующих основных разделов:

  1. Цель психологического сопровождения образовательного процесса.
    При определении цели необходимо руководствоваться программой развития образовательного учреждения и целью деятельности образовательного учреждения на данный год.
    Как правило, цель конкретизируется задачами, которые, в свою очередь, определяют основные направления, виды и результаты деятельности службы.
  2. Задачи психологического сопровождения образовательного процесса на учебный год
    Задачи психологического сопровождения образовательного процесса на учебный год, так же как и цели, должны быть согласованы с задачами образовательного учреждения. Т. е. педагог-психолог ведет работу, направленную на достижение целей и задач образовательного учреждения в пределах своей компетенции (должностная инструкция, квалификационная характеристика).
    Задачи определяют основные направления, виды и результаты деятельности службы
  3. Основные направления деятельности педагога-психолога.
    В данном разделе раскрывается содержание направлений (проектов), имеющих конкретные ограниченные сроки, однозначные результаты, подразумевают определенных участников.
    В качестве примера направлений деятельности педагога-психолога можно назвать "Адаптация первоклассников", "психологическая подготовка к ЕГЭ", "Развитие психологической культуры педагогов", и пр. Направления (проекты) деятельности педагога-психолога - это блоки деятельности, ведущие к решению поставленных задач и цели.
  4. Основное содержание деятельности по психологическому сопровождению образовательного процесса.
    Здесь раскрывается содержание направлений и видов деятельности психологической службы (диагностической, коррекционно-развивающей, экспертной, организационно-методической и просветительской деятельности с конкретизацией работ по срокам выполнения, а также прогнозируемый результат деятельности) исходя из поставленных целей и задач.

Комитет образования Гатчинского муниципального района рекомендует этот раздел перспективного плана составлять в форме таблицы, которая разбита на части, соответствующе основным направлениям (проектам) деятельности и содержащей следующие столбцы:

Пример оформления плана приведен в приложении.

Перспективный план работы распечатывается в трех экземплярах, один из которых сдается в администрацию, второй - хранится у педагога-психолога, третий - направляется в комитет образования Гатчинского района специалисту, руководящему службой практической психологии системы образования района.

Календарный план работы педагога-психолога

Календарный план служит для коррекции, уточнения работы, предусмот-ренной перспективным планом, а также для информирования администрации о деятельности педагога-психолога и координации работы с другими специали-стами и службами образовательного учреждения. Календарный план оформля-ется в произвольной форме с учетом требований (по интервалу планирования - неделя, месяц, четверть), принятых в образовательном учреждении. Календарный план является индивидуальным планом работы педагога-психолога и строится на основе перспективного плана работы на год.


Hosted by uCoz