После знакомства с рекомендациями по обеспечению успешной адаптации ребенка при переходе со ступени начального общего образования - на основную, становится очевидным необходимость еще в начальной школе до перехода учащихся в пятый класс, выявить группу риска, группу учащихся, которые с наибольшей вероятностью столкнутся при обучении в 5 - 6 классах с большими трудностями. Причиной таких трудностей кроме повышеннйо тревожности может оказаться несоответствие уровня интеллектуального развития отдельных учащихся требованиям учебных программ.

Для определения учащихся с такими трудностями и составления психологических рекомендаций для коррекции этих трудностей можно использовать Групповой Интеллектуальный Тест (ГИТ). Пусть он производит впечатление громоздкого (для каждого ученика требуется тестовая тетрадь из 8 - 10 страниц), но зато это позволяет составить грамотные и подробные рекомендации для педагогов. Признаемся, что педагоги при составлении плана урока и отбора учебных заданий пока еще меньше всего ориентируются на рекомендации психологов. Для нас это означает, что составляемые нами психологические рекомендации для учителей должны быть убедительны, понятны, легко реализуемы и эффективны. Поэтому не следует жалеть усилий на качественную диагностику.

Уважаемые коллеги, предлагаем вам скачать для использования материалы для организации диагностики с использованием ГИТ. В комплект входят:

  1. Описание теста.
  2. Страницы тестовой тетради.
  3. Excel-файл для обработки результатов диагностики.

Методика ГИТ (7 субтестов) (10 - 12 лет)

Руководство к применению группового интеллектуального теста (ГИТ) для младших подростков. Обнинск, изд-во "Принтер", 1993.

Тест предназначен для группового, обследования умственного развития детей 10-12 лет (учащихся пятых и шестых классов) и может использоваться в школьной психологической службе для оценки эффективности школьного обучения, разных систем и методов преподавания, отбора учащихся с высоким уровнем умственного развития в специальные классы и школы, изучения причин неуспеваемости и пр. Тест был разработан словацким психологом Дж. Ваной. Перевод и адаптация теста на выборке российских школьников осуществлены кандидатами психологических наук М. К. Акимовой, Б. М. Борисовой, В. Т. Козловой и Г. П. Логиновой. При этом в тест были внесены существенные изменения, с тем чтобы все задания стали понятными для наших школьников и могли бы дифференцировать их по умственному развитию.

Тест выявляет, насколько ребенок к моменту исследования овладел предлагаемыми ему в заданиях теста словами и понятиями, а также умениями выполнять с ними некоторые логические действия. Тест был исследован на надежность, валидность и хорошо зарекомендовал себя на практике.

Тест содержит 7 субтестов:

  1. исполнение инструкций,
  2. арифметические задачи,
  3. дополнение предложений,
  4. определение сходства и различия понятий,
  5. числовые ряды,
  6. установление аналогий,
  7. символы.

В тестовых тетрадях субтесты названы тестами.

Тест разработан в двух формах, которые проверены на взаимозаменяемость. На выполнение каждого субтеста отводится ограниченное время (от 1,5 до 6 минут). Основные цели, с которыми может применяться данный тест, таковы:

  1. контроль за эффективностью школьного обучения;
  2. выявление неблагополучных в плане умственного развития учащихся, нуждающихся в коррекции умственного развития;
  3. определение причин школьной неуспеваемости;
  4. сравнение эффективности разных систем и методов преподавания;
  5. сравнение эффективности работы разных учителей и преподавательских коллективов;
  6. отбор учащихся с высоким уровнем умственного развития в специальные классы и школы, а также способных обучаться по углубленной индивидуальной программе.

Hosted by uCoz