С.Н.Чистякова, заведующая Центром профессиональной ориентации ИСМО РAО и Н.Ф.Родичев, старший научный сотрудник ИСМО РAО в статье "Профильная ориентация школьников в условиях предпрофилльной подготовки" пишут:

"Целью профильной ориентации в основной и старшей школе можно считать формирование ориентационной (профориентационной) компетентности. Она рассматривается как результат оказания подростку педагогической, психологической и информационной поддержки необходимого уровня ориентированности в ситуации выбора по окончании основной или старшей школы, как способность к адекватному поведению в этой "типичной ситуации". Профориентационная компетентность выражается в готовности школьника:

Для организации мониторинга результативноси предпрофильной подготовки мы разработали опросник, нацеленный на определение степени приближения к указанным целям. Сначала нами была выбрана форма, предложенная С.Л. Братченко (Гуманитарная экспертиза). Мы предлагали учащимся предпрофильных классов (9-е классы и 8-е в конце учебного года)оценить степень развитости у них того или иного умения (в соответствии с целями предпрофильной подготовки). Получился такой опросник.

Уважаемые ребята! Мы проводим исследование, с целью улучшения качества предпрофильной подготовки школьников в Гатчинском муниципальном районе. Просим Вас выразить свое мнение о Вашей профориентационной компетенции.

В анкете часто встречается понятие "образовательный маршрут". Для справки, образовательный маршрут - это определенная вами последовательность учебных заведений (школы, курсы, училища, техникумы, колледжи, вузы и пр.), в которых Вы планируете обучаться от настоящего момента до получения желаемой профессии. Если вам встретятся другие непонятные слова, попросите вашего учителя разъяснить их.

Как выразить свое мнение.

В первом столбце таблицы записаны некоторые умения, СВЯЗАННЫЕ С ПОСТРОЕНИЕМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА. Оцените, насколько эти умения важны для Вас. Для этого во втором столбце напротив каждого умения обведите одну из цифр от 1 до 5.

Аналогично в третьем столбце оцените свои знания, как это делать, в четвертом - делаете ли вы это реально, в пятом - получаете ли положительные результаты.

Оцениваемые умения
Считаю это важным Знаю как это делать Реально делаю это Получаю результаты
"5"-очень важно;
"4"-важно;
"3"-затрудняюсь ответить;
"2"-не очень важно;
"1"-совсем не важно;
"5"-хорошо знаю;
"4"-знаю;
"3"-затрудняюсь ответить;
"2"-знаний не хватает;
"1"-совсем не знаю;
"5"-делаю тщательно и подробно;
"4"-делаю, не уточняя детали;
"3"-делаю частично;
"2"-делаю мало;
"1"-совсем не делаю;
"5"-Отличный результат;
"4"-Хороший результат;
"3"-Минимальный результат;
"2"-нет результата;
"1"-Плохой результат;
Выбирать образовательный маршрут (путь получения дальнейшего образования) 1 2 3 4 5 1 2 3 4 5 1 2 3 4 5 1 2 3 4 5
Ставить и корректировать цели, соответствующие образовательному маршруту 1 2 3 4 5 1 2 3 4 5 1 2 3 4 5 1 2 3 4 5
Получать знания, не-обходимые для реализации образовательного маршрута 1 2 3 4 5 1 2 3 4 5 1 2 3 4 5 1 2 3 4 5
Проверять себя в деятельности, которая станет основой будущей профессии 1 2 3 4 5 1 2 3 4 5 1 2 3 4 5 1 2 3 4 5
Противостать внешним манипуляциям, уводящим от основной цели 1 2 3 4 5 1 2 3 4 5 1 2 3 4 5 1 2 3 4 5
Принимать решения в зависимости от меняющихся внешних обстоятельств 1 2 3 4 5 1 2 3 4 5 1 2 3 4 5 1 2 3 4 5
Запрашивать помощь специалистов (психологов, юристов, медиков и пр.) 1 2 3 4 5 1 2 3 4 5 1 2 3 4 5 1 2 3 4 5
СУММА:
СРЕДНЕЕ:

Подпишите, пожалуйста, опросный лист.

Но применить на практике опросник в таком виде оказалось затруднительным, т.к. сделать распечатки на каждого учащегося оказалось затруднительным. И мы создали второй вариант опросника, который можно проводить зачитывая утверрждения. Учащиеся оценивают степень согласия с каждым из утверждений. второй вариант опросника получился такой:

Опросник профильно-ориентационной компетеции (ОПОК)

Работая с опросником учащиеся предпрофильного класса должны выразить свое согласие или несогласие с 28 утверждениями. Утверждения может зачитывать психолог (учитель), а учащиеся выбирают и записывают в лист ответов номер варианта ответа (степень согласия).

До оглашения утверждений разъясните учащимся понятия:

Если у учащихся возникнут другие вопросы, постарайтесь подробно разъяснить все, что оказалось непонятным. И обязательно приведите примеры меняющихся обстоятельств, которые могут помешать достижению профессиональных целей (утверждения с 21 по 24).

Запишите на доске варианты ответов

(степень согласия с утверждениями)

  1. - да, это так
  2. - похоже, что это так
  3. - и так и не так
  4. - похоже, что это не так
  5. - нет, это не так

Попросите учащихся на листке в столбик записать числа от 1 до 28 (номера утверждений) и рядом с ними писать номер выбранного ответа (см. выше).

Утверждения:

  1. Я считаю важным задолго до окончания школы выбрать образовательный маршрут.
  2. Что нужно сделать, чтобы выстроить успешный образовательный маршрут, я хорошо знаю.
  3. Я делаю все необходимое для построения собственного образовательного маршрута.
  4. Я вполне доволен тем, как я выстроил свой образовательный маршрут. Я уверен, что смогу добиться всего, что наметил.
  5. Для того, чтобы реализовать намеченный образовательный маршрут, очень важно уметь ставить цели на ближнюю и на дальнюю перспективу.
  6. Мне известна технология постановки целей. Я хорошо знаю, как правильно ставить цели.
  7. Я имею ясные цели, соответствующие моему образовательному маршруту.
  8. Правильно поставленные мною цели реально продвигают меня по моему образовательному маршруту, приближают меня к моей цели.
  9. Для успешного продвижения по образовательному маршруту необходимы соответствующие этому маршруту знания.
  10. Я точно знаю, как получить знания, необходимые для успешного достижения всех пунктов моего образовательного маршрута.
  11. Все знания, необходимые для моего образовательного маршрута я вовремя и успешно получаю.
  12. Я чувствую, что все, что я узнаю, реально продвигают меня по выбранному мною маршруту.
  13. Чтобы не ошибиться в выборе дела жизни, важно попробовать его на практике еще во время обучения в школе.
  14. Я хорошо знаю, как проверить себя в выбранном мною деле, как осуществить профессиональную пробу.
  15. Я уже не раз пробовал делать то, чем буду заниматься в своей профессии и в подготовке к ней.
  16. Мои проверки себя в деле приближают меня к окончательному утверждению в собственном выборе.
  17. На пути к намеченным целям очень важно уметь противостоять посторонним влияниям, отвлекающим меня от выбранного маршрута.
  18. Как противостоять манипуляторам мне хорошо известно, я знаю, кому и когда сказать "нет", чтобы не сбиться с образовательного маршрута.
  19. Мне уже приходилось отстаивать свое мнение, когда меня пытались переубедить, и у меня это хорошо получалось. Я частенько противостою таким манипуляциям.
  20. Мои умения противостоять манипуляциям ощутимо помогают мне двигаться к цели.
  21. В жизни часто меняются обстоятельства. При этом важно сохранить намеченные цели, не уклониться от выбранного образовательного маршрута.
  22. Мне известно, как вести себя в меняющихся обстоятельствах, чтобы реализовать намеченные цели обучения и получения профессии.
  23. Если случались перемены, которые затрудняли мое продвижение по выбранному образовательному маршруту, я вносил коррективы, которые помогали мне не отказаться от намеченных целей.
  24. Я горжусь своим умением оперативно реагировать на изменившиеся обстоятельства, потому это не раз помогло мне достичь целей, ведущих меня к выбранной профессии.
  25. Пока человек учится и осваивает профессию, очень важно пользоваться помощью специалистов (учителей, психологов, юристов, медиков и пр.).
  26. Если мне потребуется такая помощь, я легко ее найду. Я точно знаю, где и как ее получить.
  27. Мне уже приходилось пользоваться помощью специалистов и у меня это совсем не вызывало затруднений.
  28. Помощь, которую я получал от специалистов, реально помогла мне при прохождении мною образовательного маршрута.

Попросите учащихся подписать свой лист ответов.

Тексты опросников, бланки протоколов, примечания и Excel-разработку, для автоматизации составления протоколов можно скачать здесь ZIP 74kb


Hosted by uCoz