План проведения семинара для педагогов-психологов
Детских садов Гатчинского муниципального района
ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ
СЕЛЬСКОГО ДЕТСКОГО САДА
- Дата и время проведения: 17.03.2010г. с 9-30 до 13-00;
- Цели:
- 1. Познакомить педагогов-психологов детских садов с системой работы по психологическому сопровождению образовательных процессов в Муниципальном дошкольном образовательном учреждении "Веревский детский сад комбинированного вида №16";
- 2. Изучить возможности игры как системообразующего фктора при конструировании образовательной среды дошкольного учрежедения;
- Участники: педагоги-психологи Муниципальных дошкольных образовательных учрежедний (детских садов) Гатчинского муниципального района;
- Место проведения: Ленинградская обл., Ленобласть, Гатчинский район, дер. Малое Верево, ул. Кириллова, 4., Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Веревский детский сад комбинированного вида №16";
- Формы работы на семинаре: Сообщения, презентация опыта, экскурсия по детскому саду, ответы на вопросы;
- Ведущий: Психолог и логопед детского сада О. Э. Куликова.
№ | Время | Повестка дня: | Докладчик |
---|---|---|---|
1 | 9:30-10:00 | Введение, сущность проблемы организации психологической службы детского сада, цели и план проведения семинара. | Трошагин М. И. - психолог комитета образования Гатчинского муниципального района, Куликова О. Э. - психолог и логопед Веревского детского сада |
2 | 10:00-12:00 | Презентация опыта психолога детского сада №16 Куликовой Ольги Эдуардовны: "Рабочий день психолога детского сада"; "Игра как универсальный способ взаимодействия. |
Куликова О. Э. - психолог и логопед Веревского детского сада |
3 | 12:00-13:00 | Обсуждение, рефлексия, ответы на вопросы. | Трошагин М. И. - психолог комитета образования Гатчинского муниципального района |
Для подготовки к семинару Ольга Эдуардовна предлагает ознакомиться с кратким изложением ее концепции построения психологической службы
Детский сад как модель общежития со сверстниками.
"Психологическое сопровождение жизни ребёнка в ДОУ".
Система дошкольного образования, обучения и воспитания детей в детском саду является институтом государства, отражающим его ценностные ориентации. Современный детский сад аккумулировал в себе наследие общежития человека в среде сверстников за очень продолжительный исторический период.
Начинается история русского детского сада с середины 19 века. Затем - изменения, внесённые СССР и, наконец - "Перестройка" "Гласность" и в итоге - очередное реформирование системы дошкольного воспитания ориентирует на 21 век.
Поэтому, с одной стороны, важно сохранить и не испортить по психологическому недоразумению то хорошее, что нам досталось. А с другой стороны - закрепить для будущих поколений психологически обоснованное. Лучшее из того, что несёт в себе сейчас "Институт первичной социализации человека".
Для таких преобразований нашим педагогам понадобилась психологическая грамотность, психологическая зоркость, которая позволила бы посмотреть на привычный постсоветский детский сад "новыми глазами". Нашему коллективу предстояло психологически осознать содержание того педагогического материала, который предлагался прежде и который необходим современному дошкольнику для полноценной социализации.
Сейчас воспитатели нашего детского сада - это коллектив единомышленников, способный самостоятельно и психологически качественно квалифицировать уровень социально-психологического развития ребёнка каждой возрастной группы дошкольников, оформлять данные этих наблюдений в виде диаграммы "Психологический профиль", самостоятельно программировать пути развития/социализации ребёнка и группы его сверстников в целом с учётом его диагностических возможностей, а также отслеживать и корректировать по ходу динамику развивающего процесса Таким образом, педагоги расширили своё профессиональное сознание. Оно стало качественно другим - психологически настроенным на потребности личности. Попытка взглянуть на ребёнка с различных сторон показала, что он биологически подчинён жёстким законам природы:
- Индивид с неповторимой генетической линией развития;
- Личность, социально обусловленная окружением;
- Индивидуальность со своим уникальным опытом, характером, видением, вкусом.
Такое знание позволило нашему коллективу социально-психологически переосмыслить, осознать саму идею "детский сад".
Зачем создан этот сад в культуре народа?
Кто главная фигура в этом культурном саду? Кто главный садовник для этого культурного растения? По каким системообразующим параметрам/линиям созревания социализируется растение этого сада для полноценного своего формирования?
И выяснилось, что детский сад - это принципиально и полноценно устроенный микрокосмос, это особо организованный культурный мир, способствующий гармоничной социализации ребёнка.
Понятие "социализации" в нашей концепции развития ребёнка является ключевым. Социализация предполагает культурную (по Л.С.Выготскому) проработку всех подсистем ребёнка в целом. Посистемно и многоуровнево. По линиям:
- Образовательной, - Направленной на восприятие и формирование полноценного образа мира (картины внутреннего и внешнего мира);
- Воспитательной, - направленной на оснащение ребёнка "пакетом" духовно-моральных ценностей народа;
- Обучающей, - обеспечивающей ребёнка приёмами познания.
Сама игровая модель "Детский сад" для нашего ребёнка - не только информационное пространство, но и развивающее.
Итак, факт создания концептуальной модели/концепта "Детский сад" позволил уточнить принципиальную для нас методологию развития дошкольника.
- Природосообразными (экологически правомерными), т. е., учитывая естество. В данном случае "Детства", где ведущая познавательная деятельность не учебная, а игровая. Познавательная потребность ребёнка удовлетворяется в природосообразной среде (в игре). Таким образом, не учить, а играть в дошкольное время с человеком - это значит для нас охранять и повышать познавательный интерес к жизни, что интенсифицирует скорость обучения и положительные преобразования в себе и окружении.
Как возделывать растение культурного сада?
- Целостно (на основе философии холизма) только в игровой деятельности, на основе партнёрской педагогики, учитывая личностно-ориентированную модель взаимодействия, которая позволяет попасть на оптимальную линию развития личности дошкольника не в целом, в общем, а в частностях + чёткая координация педагогов.
Какими средствами возделывать растение?
Психолог МОУ "Веревский детский сад
комбинированного вида № 16"
О. Э Куликова
И, уже почти традиционно, несколько фотографий с прошедшего семинара.