Во время встреч на семинарах, организованных для педагогов-психологов, неоднократно поднимался вопрос о желательности дополнительных встреч, на которых можно было бы психологам обсудить свои текущие проблемы, обменяться мнениями, дополнительно почувствовать профессиональное сообщество гатчинских педагогов-психологов. Во время подведения итогов семинара в Веревском детском саду этот вопрос был поднят в очередной раз, и мы окончательно решеили - втречаться дополнительно и, может быть, даже чаще чем один раз в месяц. Для наших встреч выбрали формат балинтовских групп.

Для тех, кто успел подзабыть, что такое балинтовские группы - неограниченные ресурсы интернета, достаточно набрать в "поисковике" фразу "что такое балинтовские группы". Информации много, поэтому на страничке в разделе "Арсенал" и в нижней части этой странички размещена информация, по-моему, наиболее удачно структурированая. Она взята с сайта http://www.balint.ru.

Помощь в организации и проведении наших балинтовских групп согласился оказать Гатчинский Центр медико-социальной помощи детям и подросткам. Поэтому можно объявить первую встречу балинтовской группы Гатчинских психологов.


1 апреля 2010г. в 14-00
в Центре медико-социальной помощи детям и подросткам
начнет работу балинтовская группа гатчинских психологов.
Приглашаем коллег к профессиональному общению.

Адрес Центра: г. Гатчина, ул. Достоевского, д. 2.

Все вопросы по организации наших встреч можно задать Трошагину М. И., психологу комитета образования Гатчинского муниципального района.



И еще немного информации о технологии балинтовской группы

Занятия балинтовской группы достаточно подробно структурированы и проводятся в несколько этапов или "шагов".

Первый "шаг" может быть условно назван "определение заказчика" из числа участников балинтовской группы. Каждое занятие традиционно начинается с вопроса ведущего: "Кто хотел бы представить на рассмотрение свой случай, проблему, создающуе состояние дискомфорта?" Обычно после небольшой, а иногда и продолжительной паузы определяется один или несколько желающих. Каждого из претендентов на "заказ" ведущий просит описать в течение 1-2 минут свой случай в произвольной, но лаконичной форме. После непродолжительной дискуссии и выбора группа отдает предпочтение одному из "заказчиков". При голосовании может возникнуть ситуация, когда два "заказчика" получат равное количество голосов. Тогда право выбора предоставляется обоим путем переговоров или руководитель берет инициативу на себя.

Второй "шаг" работы группы предполагает рассказ "заказчика" о своем трудном случае из практики своей профессиональной деятельности. Устанавливаются "мягкие" ограничения по времени. Руководитель и члены группы внимательно слушают и наблюдают за его поведением и поведением друг друга. Их наблюдения могут оказаться очень полезными для последующего анализа коммуникативных затруднений докладчика.

Третий "шаг" - формулирование "заказчиком" вопросов к группе по своему случаю, вынесенному на обсуждение. На этом этапе ведущий помогает "заказчику" сформулировать запросы (вопросы и пожелания) группе, в которых заложено желание получить новые знания и (или) групповую поддержку. Целесообразно записать вопросы на доске или планшете, т. к. все участники группы постоянно обращаются к ним, сохраняя точность их содержания.

Четвертый "шаг" - вопросы группы к участнику, представившему случай. Этот этап может проводиться по-разному в зависимости от состава участников, опыта и предпочтений ведущего. В классической балинтовской группе поведение на данном этапе жестко не регламентировано. В этом случае все спонтанные реакции участников, их поведение и эмоциональные проявления фиксируются ведущим и могут явиться в дальнейшем объектом динамического анализа (в классической группе это не используется, т. к. групповая динамика в ней не является предметом анализа). Другой вариант, напротив, жестко структурированный. Все участники задают по кругу "заказчику" по одному вопросу. Таких кругов может быть несколько. Кто-то из участников, не желающий задавать вопрос для прояснения ситуации или проблемы при соответствующей очередности, может ее пропустить. Это не исключает для него возможность задать возникший позже вопрос на следующем "круге".

Еще один возможный вариант является промежуточным. Каждому участнику так-же по кругу предоставляется возможность задать определенное количество вопросов. При этом кто-то может задать их меньше или пропустить свою очередь, вновь воспользовавшись своим правом на новом круге. Отсутствие какой-либо регламентации на этапе вопросов "заказчику" допустимо и может дать интересный материал для последующего обсуждения. Руководитель может также, начав с вопросов по кругу и заметив, что все большее число участников пропускает свою очередь или вопросы по сути повторяются, предложить перейти к неформализованному варианту. В этом случае уместно прямо предложить участникам, у которых остались вопросы, задавать их в свободном режиме. На этом этапе "заказчик" часто с удивлением обнаруживает, что почему-то забыл или не учел весьма важные аспекты своего случая. Тогда "заказчик" дополняет свой рассказ на третьем этапе, многие неосознаваемые моменты проясняются для него.

Пятый "шаг" - окончательное формулирование "заказчиком" вопросов, которые он хотел бы вынести на обсуждение. Иногда формулировки вопросов сохраняются в первоначальном виде. Чаще, однако, они претерпевают изменения. Некоторые из ранее поставленных вопросов могут вообще потерять свою актуальность для "заказчика", благодаря осознанию им ряда моментов на предыдущем этапе. Список вопросов "заказчика" может быть расширен, если какие-то из вопросов, заданных ранее группой, кажутся ему существенными для прояснения случая. Руководителю полезно предложить группе сформулировать дополнительные вопросы, ответы на которые, как им представляется, принесут пользу "заказчику". Но право конструирования окончательного списка вопросов остается за заказчиком случая. Заметим, что часто таким дополнительным вопросом, принимаемым "заказчиком", является вопрос о том, какие аспекты в предложенном случае он, с точки зрения группы, недостаточно осознает. Обычно окончательный список включает 3-5, но может быть и всего один вопрос.

Шестой "шаг" - ответы группы на запросы "заказчика" и свободная дискуссия. Начало этапа может быть формализовано. Все участники по кругу отвечают на постав-ленные перед ними вопросы. При этом "заказчик" может предпочесть услышать ответы на все вопросы поочередно от каждого члена группы или предложить, чтобы участники по кругу ответили сначала на первый вопрос, затем на второй и т. д. Если некоторые вопросы представляются ему тесно связанными между собой, то возможно, чтобы каждый по кругу ответил на первую группу вопросов, а потом, также по кругу, на следующую. Ответы могут отражать чувства участников группы: "В этом случае я чувствую себя...".

В отличие от 4-го "шага", когда можно задавать или не задавать вопросы участнику, представившему случай, на шестом "шаге" ответы на вопросы являются обязательными для всех участников группы. Не меньшее значение, чем определенные суждения и "советы", для "заказчика" и остальных участников могут иметь ответы типа "У меня тоже была подобная ситуация, и я нашел выход...".

В начинающей работу балинтовской группе участники на этом этапе могут стремиться к разнообразию ответов. Важно не допускать выражений типа: "Я тоже так думаю, как и ..." или "Я не знаю, что говорить, все уже было сказано". В таких случаях руководителю приходится напоминать, что ответы являются "обязанностью" всех членов группы и высказывание точки зрения, даже аналогичной прозвучавшей ранее, весьма важно для предоставившего случай. В эмоционально окрашенной атмосфере "заказчик" может не понять смысл однократно высказанного кем-то суждения.

Самостоятельное значение имеет для него и сам факт, что многие члены группы предлагают идентичное или близкое видение его ситуации, но группа не стремится ничего навязывать, понимая, что докладчик может заблокировать принятие информации. Поощряются на этом этапе и свободные ассоциации на тему: "Аналогичная проблема". После высказывания любого члена группы "заказчик" может задать ему уточняющие вопросы, если что-то осталось неясным. Может быть, что в балинтовской группе один участник осознанно или неосознанно идентифицирует себя с "заказчиком" или его "партнером" по обсуждаемой ситуации. Высказывания последних могут быть, например, такими: "Знаешь, я представил себя на месте N, когда ты произносил что-то в его адрес, воспроизводя ситуацию, и при этом заикался; я почувствовал себя напряженно".

Подобные выскаывания имеют особую ценность для представляющего случай, да и для остальных участников также. В хорошо работающей балинтовской группе отдельные реплики провоцируют продолжение обсуждения в виде дальнейших его кругов или свободной, но корректно управляемой дискуссии. Это приводит к более глубокому пониманию проблем, творческому коллективному развитию прозвучавших точек зрения, неожиданных ракурсов видения обсуждаемой ситуации. Будучи эмоционально значимым для представляющего случай, такое обсуждение позволяет воспользоваться полученной обратной связью участников балинтовской группы, как корректирующей, так и психологически поддерживающей.

Обратная связь от руководителя группы к "заказчику" осуществляется на седьмом "шаге". Ведущий обобщает ответы группы, высказывает собственное видение ситуации, представленной "заказчиком" на обсуждение, предположений о причинах возникших у "заказчика" трудностей и т. д. (Заметим, что в различных видах социально-психологического тренинга ведущие, как правило, интерпретацию не дают.) В конце работы ведущий благодарит "заказчика" за предоставленный случай и смелость при его разборе, а участников группы - за поддержку сотрудника.

На восьмом "шаге" "заказчик" дает информацию о своих ощущениях. Его высказывания могут касаться собственного эмоционального состояния и впечатлений о работе группы. Он может также представить обратную связь конкретным участникам, содержащую его мнение об эффективности их деятельности, поблагодарить за поддержку или высказаться о своем состоянии словами "как стало легко и многое понятно" и т. п. Балинтовская сессия может заканчиваться высказываниями отдельных членов группы о своих ощущениях и впечатлениях. Решаются также организационные вопросы, принимаются предложения.

Сложности, ограничения, требования к проведению баллинтовской группы.

Рассказ строится в абсолютно свободной форме. Рассказчика не ограничивают во времени, а ведущий следит за тем, чтобы его не перебивали. Нередко возникает вопрос о том, надо ли готовить предлагаемый случай заранее, восстанавливать и документировать детали. Для балинтовской группы это не существенно, и более продуктивны спонтанные рассказы, так как анализ забытых важных деталей часто приносит ценную информацию. На этом этапе ведущий и члены группы внимательно наблюдают за поведением и эмоциональными реакциями участников, сопровождающими рассказ, могут делать записи для предстоящего обсуждения.

Основным условием продуктивной работы балинтовской группы является создание атмосферы доверия, эмоциональной заинтересованности, сочетающейся с ощущением "безопасности открытости", балансирование между "холодной" атмосферой клинического разбора и излишне "горячей" ситуацией личностного тренинга. В любой группе ведущему придется столкнуться с защитными уклонениями в разные стороны, и его задача - терпеливо возвращать группу "на путь истинный". Поэтому уже на этапе формулировки вопроса рассказчика важно удержать его от подхода "Что делать?" или личностного вопроса "Что во мне самом могло мешать?" и помочь ему сформулировать вопрос, центрированный на взаимоотношениях "тьютор - клиент": "Почему именно с этим клиентом у меня не сложилось конструктивных отношений?" и т. п. Подобные вопросы тем более уместны, так как чаще речь идет о стереотипах: "Во многих случаях такой подход к клиентам помогал мне, но только с этим что-то не получилось". Решение задачи "балансирования" становится еще более важным и трудным для ведущего на последующих стадиях групповой работы".


Hosted by uCoz