Должностные инструкции составляются на основе тарифно-квалификационных характеристик. Инструкции должны ежегодно пересмативаться, в них вносятся изменения с соответсвии с изменившимися условиями (может измениться контингент учащихся, задачи образоватеьлного учреждения, квалификация психолога, штатное расписание и пр.). Ежегодно пересмотренная инструкция утверждается руководителем образовательного учреждения и подписывается педагогом-психологом. Педагогу-психологу полезно иметь тест своей должностной инструкции в своей папке с рабочими документами.
В качестве одного из возможных вариантов ниже приводится должностная инструкция педагога-психолога, позамиствованная в Высокоключевой школеГатчинского района
Утверждаю
_________________________ В. М. Баева
«___»___________________ 20____ г.
Высокоключевая средняя школа
Гатчинского района
Ленинградской области
Должностная инструкция педагога-психолога высшей квалификационной категории Трошагина М. И.
1. Общие положения
1.1. Педагог-психолог назначается и освобождается от должности директором школы.
1.2. Педагог-психолог должен иметь высшее психологическое образование без предъявления требований к стажу работы.
1.3. Педагог-психолог подчиняется по административной линии непосредственно директору школы, а по профессиональной – руководителю психологической службы управления образования района.
1.4. В своей деятельности педагог-психолог руководствуется Конституцией и законами Российской Федерации, Уставом и законами Ленинградской области, указами Президента Российской Федерации, решениями Правительства Российской Федерации, Правительства Ленинградской области и органов управления образованием всех уровней по вопросам образования и воспитания обучающихся; правилами и нормами охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, а также Уставом и локальными правовыми актами школы (в том числе Правилами внутреннего трудового распорядка, приказами и распоряжениями директора, настоящей должностной инструкцией).
1.5. Педагог-психолог соблюдает Конвенцию о правах ребенка.
2. Функции
Главной задачей педагога-психолога является создание условий для полноценного личностного и интеллектуального развития детей на каждом возрастном этапе, формирования у них способностей к самовоспитанию и саморазвитию.
Работа педагога психолога осуществляется по следующим основным направлениям:
2.1. психопрофилактика;
2.2. психодиагностика;
2.3. психологическое консультирование;
2.4. психокоррекция и развитие.
3. Должностные обязанности
Педагог-психолог выполняет следующие должностные обязанности:
3.1. составляет план работы на год
3.2. проводит психопрофилактическую, диагностическую, коррекционную и консультационную работу с учащимися, консультативную работу по поводу учащихся с учителями и родителями;
3.3. в соответствии с планом или по запросам учителей и администрации школы изучает интеллектуальные, личностные, эмоционально-волевые особенности школьников, их интересы и склонности;
3.4. участвует в приеме детей в первые классы с целью раннего выявления недостаточной психологической готовности к школьному обучению, совместно с учителем разрабатывает программу индивидуальной работы с детьми для обеспечения полноценного включения их в учебную деятельность с первых дней пребывания в школе;
3.5. проводит психологическое обследование детей при переходе из начальной школы в неполную среднюю и из неполной средней – в среднюю общеобразовательную, составляя совместно с учителем программу индивидуальной работы с детьми с учетом их психологической готовности к обучению на новом этапе;
3.6. организует психолого-педагогические консилиумы с целью психологического анализа поведения и развития ребенка для наиболее полного раскрытия индивидуальных особенностей его личности, склонностей, способностей;
3.7. разрабатывает и осуществляет программы коррекционно-развивающей работы, направленные на устранение отклонений в психическом развитии ребенка;
3.8. проводит индивидуальное и групповое консультирование детей по проблемам учения, развития, жизненного и профессионального самоопределения, взаимоотношения с взрослыми и сверстниками, самовоспитания и т.п.;
3.9. принимает участие в работе педсоветов, методических объединений педагогов-психологов, общешкольных и классных родительских собраний, подготавливает необходимую информацию для педагогического совета для решения основных проблем, связанных с обеспечением индивидуального подхода к учащимся;
3.10. ведет работу по созданию благоприятного психологического климата в школе, способствует улучшению форм общения педагогов с детьми (взрослый – ребенок) и оптимизации форм общения в педагогическом коллективе (взрослый – взрослый), консультирует работников школы по широкому кругу профессиональных и личных проблем;
3.11. ведет запись и регистрацию всех видов работ, осуществляет учет результатов психологической работы по установленной форме;
3.12. обеспечивает безопасное проведение психологической работы;
3.13. соблюдает права и свободы обучающихся;
3.14. систематически повышает свою профессиональную квалификацию;
3.15. соблюдает этические нормы психолога и этические нормы поведения в школе, в быту, в общественных местах;
3.16. организует пополнение кабинета психолога оборудованием, обеспечивает сохранность подотчетного оборудования;
3.17. вносит предложения по улучшению и оздоровлению условий проведения образовательного процесса, а также доводит до сведения руководства обо всех недостатках в обеспечении образовательного процесса, снижающих жизнедеятельность и работоспособность организма обучающихся, ухудшающих психологический климат в школе и условия необходимые для полноценного личностного и интеллектуального развития детей.
4. Права
Педагог-психолог имеет право:
4.1. участвовать в управлении школой в порядке, определяемом Уставом школы;
4.2. на защиту профессиональной чести и достоинства;
4.3. знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения;
4.4. защищать свои интересы самостоятельно и/или через представителя, в том числе адвоката, в случае дисциплинарного расследования или служебного расследования, связанного с нарушением педагогом-психологом норм профессиональной этики;
4.5. на конфиденциальность дисциплинарного (служебного) расследования, за исключением случаев, предусмотренных законом;
4.6. повышать квалификацию;
4.7. аттестоваться на добровольной основе на соответствующую квалификационную категорию и получить ее в случае успешного прохождения аттестации;
4.8. самостоятельно формулировать конкретные задачи работы с детьми и взрослыми, выбирать формы и методы этой работы, решать вопрос об очередности проведения различных видов работ, выделении приоритетных направлений работы в определенный период;
4.9. требовать от администрации и вышестоящих инстанций создания условий для успешного выполнения профессиональных обязанностей;
4.10. отказываться от выполнения распоряжений администрации в тех случаях, когда эти распоряжения противоречат профессиональным этическим принципам или задачам работы педагога-психолога;
4.11. иметь учебную нагрузку в соответствии с образованием и квалификацией;
5. Ответственность
5.1. Педагог-психолог несет ответственность за жизнь и здоровье обучающихся во время проводимых им мероприятий, а также за нарушение прав и свобод обучающихся в соответствии с законодательством Российской Федерации.
5.2. За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава и Правил внутреннего трудового распорядка школы, законных распоряжений директора школы и иных локальных нормативных актов, должностных обязанностей, установленных настоящей инструкцией, педагог-психолог несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством.
5.3. За применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, а также за совершение иного аморального проступка педагог-психолог может быть освобожден от занимаемой должности в соответствии с трудовым законодательством и законом Российской Федерации «Об образовании». Увольнение за подобный проступок не является мерой дисциплинарной ответственности.
5.4. За виновное причинение школе или участникам образовательного процесса ущерба в связи с исполнением (неисполнением) своих должностных обязанностей педагог-психолог несет материальную ответственность в порядке, установленном трудовым и (или) гражданским законодательством.
6. Взаимоотношения. Связи по должности.
Для организации работы психолога создается психологический кабинет. Кабинет должен быть размещен в отдельном помещении, обеспечивающем необходимые условия для проведения различных видов работы с детьми и взрослыми, и оснащен соответствующим оборудованием: набором психологических методик, бланками методик и т. п.
На время отсутствия психолога (болезнь, командировка, отпуск, и т. п.) его обязанности могут быть переданы только лицу, обладающему необходимой квалификацией.
Педагог-психолог:
6.1. работает по графику, составленному исходя из 36-часовой рабочей недели и утвержденному директором школы, при составлении графика учитывается необходимость работы по повышению квалификации;
6.2. самостоятельно планирует свою работу на каждый учебный год. План работы утверждается директором школы не позднее пяти дней по окончании каждой учебной четверти;
6.3. представляет директору школы письменный отчет о своей деятельности объемом не более пяти машинописных страниц по окончании учебного года;
6.4. получает от директора школы и его заместителей информацию нормативно-правогого характера, знакомится под расписку с соответствующими документами;
6.5. получает от руководителя психологической службы управления образованием района информацию организационно-методического характера;
6.6. работает в тесном контакте с учителями, родителями, обучающихся (лицами, их заменяющими); систематически обменивается информацией по вопросам, входящим в его компетенцию, с администрацией и педагогическими работниками школы.
С инструкцией ознакомлен _________________ М. И. Трошагин
«___» _____________ 20____ г.
Скачать должностную инструкцию. Word, 64Kb