По решению комитета общего и профессионального образования Ленинградской области и кафедры социального здоровья школьников ЛОИРО изданы методические рекомендации (под ред. Гун Г. Е. "Основы организации профилактической работы в образовательных учреждениях Ленинградской области", С.-Петербург, ЛОИРО, 2011г.), использование которых будет способствовать повышению эффективности деятельности образовательных учреждений по профилактике основных зависимостей распространенных среди детей и молодежи; обучению их ответственному поведению.
В ситуации социально-экономической нестабильности в России, усложняются условия общественной жизни каждого человека, влияющие на становление и развитие личности. Это влечет за собой кризисные явления в виде утраты значительного числа семейно-нравственных традиций, разрушения психологического микросоциума семьи, переоценки ценностей и т.д.
Вместе с тем для подрастающего поколения, которое наиболее чувствительно ко всем изменениям, происходящим в окружающей действительности, характерны различные поведенческие реакции, тенденции, являющиеся "ответом на усложненные условия". В настоящее время можно констатировать, что в подростковой среде наблюдаются тенденции, связанные с ростом уровня социальной дезадаптации, увеличением масштабов девиантных отклонений, различных форм аддиктивного поведения. Это подтверждает статистика девиантных отклонений и различных форм аддиктивного поведения. Так, на территории Российской Федерации по пьянству и алкоголизму отмечается 15 - 20% подростков, находящихся в стадии зависимости; по наркомании (эпизодическое и регулярное употребление) - от 1/4 до 1/3 от 100% подростков.
Вышеобозначенные тенденции и явления в среде требуют создания условий, направленных на усиление факторов защиты и снижение факторов риска в формировании различных видов зависимостей, в т.ч. наркотической. Образовательные учреждения, используя свой воспитательный потенциал и организуя профилактическую работу в соответствии с комплексным и системным подходом, могут усилить факторы защиты и снизить факторы риска, но это будет происходить в тех случаях, когда мероприятия, проводимые в рамках профилактики, станут "событиями" в жизни детей и подростков. Для организации системы профилактической работы в образовательном учреждении, направленной на то, чтобы ребенок не стал трудным, необходимо знать, уметь и внедрять в практическую деятельность современные методы, методики и технологии.
Но у организаторов профилактической работы в настоящее время недостаточно методического материала для внедрения и реализации 5 современных подходов в практику деятельности образовательного учреждения. Поэтому, материалы сборника "В помощь организатору профилактической работы в образовательном учреждении" могут помочь как руководителю, так и специалистам и классным руководителям в работе с педагогическим коллективом, с детьми и подростками, в т.ч. с детьми группы "риска", и их родителями.
Данные рекомендации состоят из трех разделов. В первый раздел включены нормативно-правовые материалы, касающиеся организации работы по профилактике зависимостей в образовательных учреждениях. Второй раздел представляет современные подходы и технологии в профилактике зависимостей. В этом разделе презентуется научно-практический опыт российских авторов, основанный на отечественной ментальности и традициях. Третий раздел является обобщением теоретического и практического опыта работы по профилактике зависимостей в образовательном пространстве Ленинградской области. Здесь каждый автор, решая проблему зависимостей по-своему, идя методом проб и ошибок, учитывая как региональную специфику, так и специфику своего образовательного учреждения, находит свое оптимальное решение.
Надеемся, что материалы сборника помогут образовательным учреждениям в выстраивании системы профилактической работы.