Во многих школах нашего района сложилась практика, когда педагоги-психологи в рамках предпрофильной и профильной подготовки ведут различные учебные курсы, в основном ориентационной направленности.
Для включения курса в учебный план необходимо разработать программу курса, которую руководитель образовательного учреждения мог бы утвердить. Директроа школ, прежде чем утвердить разработанную педагогом-психологом программу, как правило просят рассмотреть эту программу на экспертном совете методического отдела.
Для того, чтобы к разработкам психологов было меньше претензий, им есть смысл хорошо изучить существующие требования к программам элективных курсов предпрофильной подготовки и профильного обучения.
А в качестве отправной точки для разработи собственной программывы можете взять некоторые программы из этого сборника
АЛГОРИТМ СОЗДАНИЯ ПРОГРАММЫ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
1. Определение общих целей предпрофильной подготовки (ППП) (реальная связь с конкретным профилем).
2. Определение результатов обучения по программе, соответствующих целям ППП.
3. Разработка содержания знаний и умений, необходимых для реализации целей обучения.
4. Определение соответствующей заявленным целям обучения последовательности изучения учебного материала.
5. Группировка содержания учебного материала по разделам и темам.
6. Определение методов обучения.
7. Определение времени, требующегося на изучение разделов и тем.
8. Разработка учебно-тематического плана изучения материала.
При подготовке программы элективного курса учитель должен ответить на вопросы:
1. На каком материале программы я смогу лучше подготовить учащегося к выбору профиля?
2. Чем этот элективный курс будет отличаться от базового?
3. Каким учебным и вспомогательным материалом будет обеспечен курс?
4. Какие виды деятельности могут быть предложены учащимся?
5. Какова будет доля самостоятельности ученика при изучении курса?
6. Какими будут критерии оценки деятельности ученика?
7. Чем может завершиться курс?
ПРОГРАММА КУРСА СОСТОИТ ИЗ:
1. Титульный лист (посмотреть образец титульного листа можно здесь).
2. Введение (либо пояснительная записка, либо концепция).
3. Учебно-тематический план.
4. Содержание учебного курса (темы, время на изучение, практическая часть и т. д.).
5. Методические рекомендации ( как надо организовать курс, когда проводить, какие методы использовать).
6. Литература для учителя и учащегося.
7. Приложения: Перечень тем рефератов, проектов, деловых игр, дидактических материалов, Интернет-ресурсов и т. п.
1. Титульный лист(оформление)
1. Наименование образовательного учреждения (согласно устава).
2. Должность, Ф.И.О., утвердившего программу.
3. Дата утверждения программы.
4. Название.
5. Возрастная категория обучающихся (класс), для которых разработана программа.
6. Количество часов.
7. Ф.И.О. автора.
8. Населенный пункт.
9. Год составления.
2. Пояснительная записка.
1. Образовательная область, предмет изучения, функции учебного курса.
2. Новизна, актуальность, целесообразность курса.
3. Цели и задачи учебной программы, специфика и значение для ППП.
4. Отличительные особенности данной учебной программы от уже существующих в этой области.
5. Продолжительность реализации учебной программы.
6. Представление о требованиях к данному курсу.
7. Ожидаемые результаты.
8. Формы подведения итогов, реализация курса.
3. Учебно-тематический план образовательной программы
1. Перечень разделов и тем.
2. Количество часов с учетом теории и практики.
3. Формы занятий.
4. Форма итогового занятия.
4. Содержание курса
1. Краткое описание тем, разделов.
2. Краткая характеристика форм занятий.
3. Использование аудио и видео продукции, перечень литературы для учителя и учащихся.
ТРЕБОВАНИЯ К ПРОГРАММЕ
1. По соответствию концепции профильного и предпрофильного обучения. Программа должна позволять учащимся осуществить пробы, оценить свои потребности и возможности и сделать обоснованный выбор профиля обучения в старшей школе.
2. По степени новизны для учащихся. Программа должна включать новые для учащихся знания, не содержащиеся в базовых программах.
3. По мотивирующему потенциалу программы. Программа должна содержать знания, вызывающие познавательный интерес учащихся и представляющие ценность для определения ими профиля обучения в старшей школе.
4. По полноте содержания. Программа должна содержать все знания, необходимые для достижения запланированных в ней целей подготовки.
5. По научности содержания. В программу должны быть включены прогрессивные научные знания и наиболее ценный опыт практической деятельности человека.
6. По инвариантности содержания. Включенный в программу материал должен быть применим для различных групп (категорий) школьников, что достигается обобщенностью включенных в нее знаний: их отбором в соответствии с общими для всех учащихся задачами предпрофильной подготовки, а также модульным принципом построения программы.
7. По степени обобщенности содержания. Степень обобщенности включенных в программу знаний должна соответствовать поставленным в ней целям обучения и развития мышления школьников.
8. По практической направленности курса. Программа должна позволять осуществить эвристические пробы и сформировать практическую деятельность школьников в изучаемой области знаний.
9. По связности и систематичности учебного материала. Развертывание содержания знаний в программе должно быть структурировано таким образом, что бы изучение всех последующих тем обеспечивалось бы предыдущими, а между частными и общими знаниями прослеживались бы связи.
10. По соответствию способа развертывания учебного материла стоящим в программе задачам. Способ развертывания содержания учебного материла должен соответствовать стоящим в программе целям обучения: формирования теоретического или эмпирического мышления обучающихся и определяться объективным уровнем развития их знаний.
11. По выбору методов обучения. Программа должна давать возможность проведения эвристических проб, что обеспечивается ее содержанием и использованием в преподавании активных методов обучения.
12. По степени контролируемости. Программа должна обладать достаточной для проведения контроля
- операциональностью и иерархичностью описания включенных в нее знаний,
- конкретностью определения результатов подготовки по каждой из ведущих тем или по программе в целом.
13. По чувствительности к возможным сбоям. Программа должна давать возможность установить степень достижения промежуточных и итоговых результатов и выявить сбой в прохождении программы в любой момент процесса обучения.
14. По реалистичности с точки зрения ресурсов. Материал программы должен быть распределен во времени с учетом его достаточности для качественного изучения знаний и получения запланированных результатов; устранения возможных при прохождении программы сбоев; использования наиболее эффективных (активных) методов обучения.
15. По эффективности затрат времени на реализацию учебного курса. Программой должна быть определена такая последовательность изучения знаний, которая является наиболее "коротким путем" в достижении целей. Это такая последовательность, при которой на восстановление забытых или уже утраченных знаний не нужно будет тратить много времени; изучение новых знаний будет опираться на недавно пройденный и легко восстанавливающийся в памяти учебный материал.
ПЛАН РЕЦЕНЗИИ НА ПРОГРАММУ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
1. Актуальность курса, связь с профилем, базовым курсом.
2. Оценка пояснительной записки ( четкость в определении целей, задач; убедительность, лаконичность).
3. Оценка содержания курса:
- соответствие содержания поставленным целям;
- новизна содержания курса;
- теоретическая значимость;
- практическая направленность;
- соразмерность теоретической и практической частей курса;
- оценка содержания курса с методической точки зрения (выбор наиболее эффективных методов обучения);
- реалистичность выполнения программы с точки зрения времени, которое; отведено на ее реализацию;
- роль элективного курса в развитии творческих способностей учащихся; доступность курса.
5. Вывод о возможности практического применения курса.