Педагогам-психологам, осуществляющим психологическое сопровождение дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, наверняка окажется полезной программа, составленная Строговой Ольгой Павловной, педагогом-психологом МОУ "Гатчинская СОШ №8 - Центр образования". Дополнив эту программу направлениями психологической работы, обусловленными актуальным состоянием конкретного ребенка, перспективами его развития и конкретизировав эту программу планом практических мероприятий, педагог-психолог (и образовательное учреждение) получит документ систематизирующий психологическо сопровождение дистанционного обучения ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

ПРОГРАММА
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ
ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Разработчик - Строгова Ольга Павловна,
педагог-психолог МОУ "Гатчинская СОШ №8 - Центр образования"
Гатчинского муниципального района Ленинградской области

Пояснительная записка

Актуальность темы

Необходимость организации психолого-педагогического сопровождения в процессе реализации дистанционного обучения связана с тем, что все субъекты дистанционного обучения: учащиеся, педагоги, разработчики учебных и методических материалов, родители, начинающие работать (взаимодействовать) в Интернет, нередко сталкиваются с трудностями психологического порядка. В процессе дистанционного обучения отмечается большой дефицит социально-эмоционального контакта между субъектами процесса обучения.

В современных условиях новые информационные технологии способствуют увеличению количественной стороны коммуникативной активности при дистанционном обучении, но при этом страдает качественная сторона взаимодействия между учащимися и преподавателем, а также между самими учащимися внутри учебной группы. Разработка и реализация различных механизмов компенсации социально-эмоциональной неудовлетворенности процессом взаимодействия в системе учитель-ученик и ученик-ученик может существенно повысить результативность дистанционного обучения.

Под психолого-педагогическим сопровождением будем понимать осознанный системный процесс взаимодействия субъектов дистанционного обучения в условиях информационно-образовательной среды, направленный на оказание психолого-педагогической помощи субъектам процесса дистанционного обучения (методисту, создателю учебного курса, сетевым педагогам и сетевому ученику) в конструировании и реализации процесса дистанционного обучения.

Основной психологической проблемой дистанционного обучения на сегодняшний день выступает отсутствие непосредственного контакта между субъектами процесса обучения: учителем и учащимися, учителем и тьютором, учителем и методистом, а также между самими учащимися. Традиционное общение "лицом к лицу" достаточно сильно отличается от общения, опосредованного современными информационными и коммуникационными технологиями.

К числу основных ограничений в системе дистанционного обучения относятся:

Опосредованное информационно-образовательной средой общение оказывает часто негативное влияние на результаты обучения в дистанционном режиме.

Еще одной проблемой дистанционного обучения является увеличение времени между вопросом и ответом в процессе организации диалога, а также ограничением средств его организации. Диалог в системе дистанционного обучения носит пролонгированный характер: реплики диалога отстоят друг от друга во времени, отсутствует непосредственная (мгновенная) реакция собеседников на реплики диалога. Участники общения ограничены только вербальными средствами, они лишены возможности использовать иные средства коммуникации (жесты, мимику, интонацию) и потому вынуждены прибегать к графическим символам ("смайлики", знаки препинания, выделение прописными буквами, условные значки, например, : -)) и др.).

Однако, следует заметить, что у общения в процессе дистанционного обучения в связи с этим есть и положительная сторона: отсроченность ответа дает возможность обдумать реплику, справиться с эмоциями, отредактировать стиль и т.п., а отсутствие визуального контакта дает возможность скрыть недовольство (нахмуренные брови и т.п.) и тем самым дать возможность собеседнику, неуверенному в своих силах, ответить на вопрос или выполнить задание до конца.

Особой проблемой дистанционного обучения является знание и соблюдение норм сетевого этикета, что оказывает существенное влияние на создание обстановки психологического комфорта в обучающей среде. Все участники процесса дистанционного обучения должны постоянно помнить о заповедях сетевого этикета, чтобы случайным или необдуманным словом не обидеть "собеседника". Особенно важно это становится в условиях общения сетевого учителя и сетевого ученика, когда учитель должен поддержать интерес к обучению даже при условии отсутствия заметного продвижения в обучении. Доброжелательные комментарии учителя к выполненному заданию ("Ты неплохо справился с заданием, однако...", "Ты правильно сформулировал..., однако..."), отражающие его неподдельное желание помочь ученику справиться с трудностями, его побуждения к корректному выражению учениками своей позиции в дискуссии в немалой степени помогут повысить мотивацию и продуктивность обучения.

Следует заметить, что для организации эффективного взаимодействия в среде дистанционного обучения любому члену виртуального коллектива надо уметь:

Таким образом, анализируя деятельность субъектов дистанционного обучения можно сделать вывод о том, что общими проблемами взаимодействия в среде дистанционного обучения являются:

Кроме обозначенных выше проблем, характерных для всего процесса дистанционного обучения в целом, сетевые ученики сталкиваются со следующими проблемами:

Познакомиться с полным текстом
программы О. П. Строговой
можно, перейдя по этой ссылке.


Hosted by uCoz