Школьный психолог. Профилактика, диагностика, консультирование... Семинары для учителей, родительские собрание, коррекционные занятие, классные собрание по Глассеру, индивидуальные беседы... Курсы, добрая и строгая книга, встречи с коллегами... План, анализ, отчет, аттестация...
Иногда оглядываешься назад, и тебя охватывает острое чувство неудовлетворенности, ощущение незначительности того, что делаешь. То, что недавно казалось таким важным, нужным, интересным вдруг поблекло, потускнело и совсем не очевидно, что ты кому-то был нужен, что ты кому-то помог. Что-то толкает тебя в пучину самоедства, разборок с самим собой. И сейчас уже не ты, а кто-то другой "Царь горы".
Так или иначе, маятник качается от одной крайности к другой. И вот на таких волнах неудовлетворенности и возникают новые взгляды на старые хорошо знакомые идеи. Давно уже на семинаре в одном из психологических центров Санкт-Петербурга попался мне на глаза маленький невзрачный плакатик - альбомный лист с банальным изречением, но именно оно, это изречение, вот уже почти десятилетие сопровождает меня и помогает мне самому справляться с собственными проблемами и помогать другим. Чаще других загорается сигнальная лампочка (а может быть маленькая, ставшая путеводной, звездочка): "Если ты будешь продолжать делать то, что делал всегда, ты будешь получать то, что всегда получал".
Тихие созерцания Ивана Ильина успокаивают и к простому желанию что-то изменить добавляют направление, подсказывают, куда идти дальше. "Человек творит не из пустоты: он творит из уже сотворенного, из сущего создавая новое в пределах данного ему естества - внешне-материального и внутренно-душевного", - и уже не страшно быть не оригинальным, не таким уж креативным - сделаю, что смогу, в пределах данного мне естества.
И снова копание в себе, но уже не столько эмоциональное, сколь когнитивное: чему меня учили, что я знаю, каковы мои позиции, какой опыт я могу использовать для преодоления той самой неудовлетворенности?
Из пестрого многообразия психологических школ, методов, методик, описаний практических систем организации психологической работы для меня выделился простой, однако неоднозначный и даже часто и яростно критикуемый подход Карла Роджерса. Теперь я понимаю: такой подход просто совпал с моим естеством. Я - это он.
Но ведь Роджерс со мной давно. Так что же так меня не устраивало и не устраивает в своей работе. И давно осмысленная позиция о необходимости развивать, пропагандировать, прививать психологическую культуру стала вдруг настолько сильна, что, как свалившийся на голову кирпич, ошеломил немой вопрос: а что для этого сделал ты, прямо сейчас, прямо здесь, в своей маленькой сельской школке.
И снова к "уже сотворенному" другими - к идее Харви Джекинса о взаимном консультировании. Показалось вполне возможным скомпилировать эту идею с подходом Карла Роджерса, именно сейчас, именно здесь, в маленькой сельской школке.
Так возникли неясные очертания, некая область, внутри которой ощущалась энергия, способная созидать и разрушать. Азарт обуздания энергии заставлял идти дальше, уменьшать неопределенность, четко обвести контуры. Первым из этой энергии родилось название: "Группа взаимной психологической помощи".
А затем эта энергия объединения переварила личный опыт и в ночной тиши, под мерное жужжание пентиумовского вентилятора возник на экране суховатый документ - "Положение о группе взаимной психологической помощи".
Группа взаимной психологической помощи создается в Высокоключевой средней школе. Руководство группой осуществляет педагог - психолог. Членство в группе добровольное. В группу могут входить учащиеся 8 - 11 классов школы, согласных выполнять обязанности члена группы. Группа может работать при численности не менее 8 человек и не более 16 человек.
Цели создания группы:
- Привитие психологической культуры (умения заботиться о собственной психической сфере, умение работать с чувствами, эмоциями, мыслями).
- Изучение простейших способов психологической саморегуляции и психогигиены.
- Обучение простейшим приемам взаимопомощи при решении психологических проблем в случаях, не требующих вмешательства специалистов (техники установления контакта, техники активного слушания, техники отреагирования и т. п.)
- Проработка собственных психологических проблем.
- Знакомство с основами теорий психологического консультирования.
Основными формами работы членов группы являются:
- Еженедельные семинары обучающего характера под руководством профессионального психолога.
- Самостоятельная еженедельная консультативная работа в парах не менее 2 часов (1 час в роли консультанта + 1 час в роли клиента)
- Самостоятельная работа по изучению соответствующей литературы доступного уровня.
Вся работа группы проводится во внеурочное время.
Обязанности члена группы:
- Посещать обучающие семинары (не пропускать без уважительной причины)
- Соблюдать конфиденциальность (не разглашать информацию, полученную в ходе любого вида консультирования)
- Избегать оценочных суждений, использовать автодискриптивные высказывания.
- Заботиться о решении собственных психологических проблем.
- Стремиться к повышению уровня знаний и умений в области оказания психологической помощи.
- Уважать личность каждого члена группы и любого клиента.
Права членов группы:
- Заявлять личные проблемы для проработки в группе и в паре.
- Отказываться от выполнения упражнений, если нет внутренней готовности и ответственности за результат работы.
- Высказывать свою позицию, выражать свои чувства, мысли, эмоции по поводу любого события происходящего в группе.
- Прекратить в любой момент работу над собственной проблемой.
- Выйти из состава группы, уведомив об этом руководителя.
За этими строками для меня стояли ответы на множество вопросов, на которые были найдены ответы:
- С какой информацией познакомить участников?
- Какова будет система заданий?
- В какой форме знакомить с теоретическими положениями?
- Каково сочетание основной работы и вспомогательных игровых упражнений?
- Как организовать анализ получаемого участниками опыта?
- Каково сочетание теории, тренинга и анализа опыта?
А на многие вопросы ответов не было и среди них главный - В чем проявятся особенности групповой динамики при работе старшеклассников с проблемами друг друга?
Но отступать уже не хотелось. Беседы в классах, объявление в вестибюле, листовки с положением о группе, индивидуальные ответы на вопросы и вот назначенный день - начало третьей четверти, среда, 14-00...
Семь девочек и один парень. Все - восьмиклассники. Я уже достаточно много сил, мыслей, души вложил в это предприятие и будет просто очень жалко, если первая встреча группы окажется последней. Поэтому традиционное и привычное для меня начало: цели, ожидания, игры на сплоченность, минимум теории, простые тренинговые упражнения. Первые два часа прошли. Благожелательные отзывы. Оптимизм.
А потом, как в сказке - чем дальше, тем интереснее. Что чувствует Валентин - один среди девочек? Можно ли научиться эмпатии? Почему Маша всегда плачет и что делать? Зачем Оля все время хрюкает и смеется? Почему вопросы получаются закрытые? Называть ли маминого любовника папой? Что делать, если не отпускают на дискотеку?...
Нам нравилось находить ответы, простые и сложные. Мы радовались, когда нас слушали, мы гордились, когда нас благодарили. Мы чувствовали, как продвигаемся в неизведанное, нам было страшно и радостно. Мы видели, как открываются нам души наших друзей и подруг, наших родителей и даже попутчиков в электричке. Мы учились быть конгруэнтными, учились принимать других, учились эмпатии. Нам нравилось тепло нашего круга. Но...
Весной возник ворох проблем. Обилие праздников и школьных мероприятий, окончание учебного года, хорошая погода, в конце концов. В середине апреля мы решили расстаться до октября следующего года, до "после картошки".
А для меня наступило время осмысления содеянного. Нахлынула новая волна неудовлетворенности. Ведь очевидно - поставленные цели не достигнуты. Это видно невооруженным взглядом (вооружаться тестами принципиально не хочется). При внешнем благополучии группы ощущается некоторая тревога, которая со временем кристаллизуется в приговоры. У них не появилась готовность оказывать психологическую помощь "терпящим бедствие". Они скорее красуются собой. Они группу называют кружок. Они позаботились о том, чтобы им завидовали. Дети остаются детьми. Твоя идея несостоятельна. Если ты будешь продолжать делать то, что делал всегда...
Встреча "после картошки" началась с обсуждения перспектив. Мы - традиционная группа? Мы - кружок? Мы - открытый клуб? Мы - общественная организация? Решили сделать группу открытой и выпускать газеты для школы. Придумали эмблему. Открылось второе дыхание.
Три месяца - три "Гвоздодера" (так назвали газету). А вот с открытостью... Первым пришел Сергей - одиннадцатиклассник. Ощущение такое, будто он всегда был среди нас. Полное принятие и уважение, тактичность. Мы работали над своими проблемами, учились помогать друг другу. Он гармонично влился в работу, глубоко анализировал, высоко оценил особую атмосферу доверия..., но больше не пришел.
Потом появились мальчишки - девятиклассники. Это было скопление психологических защит, которое все два часа медленно таяло. В эту раз мы практически не работали над собой. Новенькие выключили группу.
Последними появились три девочки, тоже из девятого класса. Они оказались не готовы к той степени открытости, которая сложилась в группе и ушли обиженные. После этих трех "дней открытых дверей" мы остались в прежнем составе, но мы уже не прежние. Вскрывать нарывы начала Юля: "Когда я говорю о том, что важно для меня, Оля не слушает - смеется и хрюкает". Группа поддержала Юлю и Оля заявила, что больше не будет "приходить на кружок". Я горжусь. Группа отреагировала достойно и психологически грамотно: каждый выразил свое принятие Оли, подчеркнул ее значение для группы, и отношение к ее играм во время работы. Оля осталась с нами.
Следующая встреча - и снова Юля. Теперь - очень откровенно о своей дружбе с Настей и невозможностью продолжать дружить. Полчаса плакала о своем горе Юля. Замечание Оле, она разговаривала с сороконожкой - мягкой игрушкой, и Оля, хлопнув дверью, вышла. Затем слово дали Насте, и та, едва начав говорить, выбежала, захлебываясь слезами. Потом снова Юля - горю не видно конца. Настя вернулась. Работаем с Настей. Вместо двух часов работаем четыре. Работаем ли? Попытка завершить работу. Анализ встречи: что было положительного? Что можно было сделать иначе? Диля не решается говорить. Заявляет о недоверии группе. Новая волна напряжения охватывает группу. Расходимся по одному. Я задержался поработать с Дилей индивидуально.
Группа не просто рассыпалась, она взорвалась. Если из этого складывается опыт, то лучше быть неопытным. Страхи, сомнения, ощущение бессилия. Злость оттого, что не заметил надвигающейся грозы. Где расслабился? Где ошибка? Уже проклят тот день, когда пришла эта шальная идея - группа психологической взаимопомощи.
Шестой час. Собираюсь домой. Из дальнего угла гардероба слышу "спасибо". Юля и Настя. Вместе. Что это, искренняя благодарность, и значит победа, или сарказм, и значит крах? Не решившись заговорить, выхожу из школы.
Мысленно распрощавшись с группой, надумавшись о возможных печальных последствиях для смятенных душ пятнадцатилетних помощников психолога, продолжаю смотреть на них как бы со стороны: все они в школе, здороваются, но как-то холодно, Юля и Настя сидят за одной партой. Все также как всегда. Почти. Это мне они кажутся отстраненными или реально возникла пропасть? А может, просто, они верны принципу - не обсуждать проблемы круга вне круга, а я сам психологически не справился с ситуацией?
Пришла следующая среда - последняя перед новогодними каникулами. На перемене обычный вопрос: "А сегодня кружок будет?". И традиционный ответ: "Я готов".
Звонок с уроков. Семь девочек и один парень. Говорим о новогоднем "Гвоздодере". Я готовился к важной работе, но ... срочно вызывают к директору. Привезли елку, огромную, под самый потолок актового зала, надо помочь установить - мобилизовали всех мужчин в школе. "А можно мы пока поработаем в парах?", - греет мне душу вопрос.
Елка установлена, и мои "гвоздодеры" украшают ее игрушками.
Чем закончится эта рождественская сказка? Наступил очередной период раздумий и решений: "быть или не быть?". Что было сделано хорошо? Что можно было бы сделать иначе? И все-таки я уверен: группа психологической взаимопомощи возможна. Тот опыт, который приобрела группа, скорее всего уникальный, сработает, когда ситуация окажется действительно сложной. А пока все просто - можно и покрасоваться перед одноклассниками и похрюкать и не мнить себя крутым психологом. А психологической теории и методов помощи им можно дать и побольше, чем просто активное слушание - ребята то не глупые. Нужно позаботиться о разнообразии психотехнических игр. Да и тебе, психолог, не плохо было бы пройти супервизию.