Если сейчас кто-то из вас, уважаемые педагоги-психологи, работает с учащимися четвертых классов с целью подготовки к их переходу в 5 класс, то весьма полезной может оказаться методика, предложенная П. А. Мясоедом.
Не в противопоставление несколько тяжеловесной методике ГИТ, а в дополнение к ней предлагаем воспользоваться в работе методикой оценки интеллектуального развития младших школьников (ИРМШ), предложенной к. п. н. П. А. Мясоедом. В своей статье* автор подробно сообщает о процессе разработки методики и о проверке ее валидности и надежности, убедительно доказывая что такой инструмент и способ работы имеет право быть в арсенале педагога-психолога.
Методика предназначена для использования в работе с учащимися I - III классов. В Украине (Автор работает в Полтаве) начальная школа на момент создания методики была преимущественно трехлетняя. Но я считаю, что использование этой методики как экспресс-метода в четырехлетней начальной школе в России вполне допустимо. Тем более в нашем случае - предварительного обследования выпускного класса начальной школы. Для этого вам надо будет нумерацию классов I, II, и III трехлетней школы заменить соответственно на II, III, и IV школы четырехлетней. Предполагаем, что уровень интеллектуального развития выпускника четырехлетней школы не будет отличаться от уровня выпускника трехлетней.
Методика П. А. Мясоеда позволяет быстро оценить уровень ИРМШ с привлечением учителя в качестве эксперта.
Методика состоит из 9 шкал, из которых:
- 1 - 2 шкалы - определяют потенциальное в развитии ребенка;
- 3 - 5 шкалы - актуальное в развитии ребенка;
- 6 - 8 шкалы - нормативное в познавательном развитии;
- 9-я шкала - оценка общих способностей.
Каждая шкала состоит из пяти утверждений и каждому утверждению соответствует оценка уровня развития.
Работа с методикой оценки ИРМШ состоит из трех шагов.
1. Ознакомить учителя с измерительными шкалами и получить от него первичные оценки (ПО) по каждой из девяти шкал примерно в таком виде:
№ | Фамилия, имя | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | Сумма |
1 | Иванов Иван | 5 | 4,5 | 5 | 4 | 4 | 4,5 | 3,5 | 5 | 4 | 39,5 |
2 | Петров Петр | 3,5 | 4 | 3 | 3 | 2 | 3,5 | 4 | 2 | 3 | 28,0 |
3 | Сидоров Сидор | 4 | 4 | 4 | 3 | 4 | 3 | 5 | 4 | 3,5 | 34,5 |
2. Перевести сумму первичных оценок в относительную оценку. Для этого воспользуйтесь следующей формулой:
ОО=(ПО1+ПО2+ПО3+ПО4+ПО5+ПО6+ПО7+ПО8+ПО9)*100/МО, где
- ОО - относительная оценка;
- ПО - первичные оценки по шкалам;
- МО - максимальная оценка по всем шкалам.
То есть надо сумму первичных оценок по всем девяти шкалам, умножить на сто и разделить на максимальную суммарную оценку по всем шкалам.
Причем,
- для учащихся первого класса МО = 27;
- для учащихся второго класса МО = 36;
- для учащихся третьего класса МО = 45.
3. Перевести относительные оценки (ОО) в станайны (standard nine) - стандартные оценки по девятибалльной шкале. Для этого воспользуйтесь таблицей:
Классы | Станайны | ||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | |
I | 33 - 36 | 37 - 43 | 44 - 56 | 57 - 66 | 67 - 77 | 78 - 92 | 93 - 97 | 98 - 99 | 100 |
II | 50 - 55 | 56 - 61 | 62 - 68 | 69 - 77 | 78 - 87 | 88 - 94 | 95 - 97 | 98 - 99 | 100 |
III | 60 | 61 - 33 | 64 - 70 | 71 - 78 | 79 - 85 | 86 - 92 | 93 - 97 | 98 - 99 | 100 |
Станайны от 1 до 3 мы будем расценивать ка признак низкого уровня ИРМШ, от4 до 6 - как средний уровень и от 7 до 9 - как высокий. Если относительная оценка (ОО) не достигает первого станайна, то ИРМШ можно оценить как задержанное интеллектуальное развитие, а если ОО превосходит 9-й станайн - то как опережающее.
*Мясоед П. А. "Оценка интеллектуального развития младших школьников учителем"// Вопросы психологии, № 6, 2001, стр. 89.