С.Н.Чистякова, заведующая Центром профессиональной ориентации ИСМО РAО и Н.Ф.Родичев, старший научный сотрудник ИСМО РAО в статье "Профильная ориентация школьников в условиях предпрофилльной подготовки" пишут:
"Целью профильной ориентации в основной и старшей школе можно считать формирование ориентационной (профориентационной) компетентности. Она рассматривается как результат оказания подростку педагогической, психологической и информационной поддержки необходимого уровня ориентированности в ситуации выбора по окончании основной или старшей школы, как способность к адекватному поведению в этой "типичной ситуации". Профориентационная компетентность выражается в готовности школьника:
- испытывать потребность в выборе, в образовательной и профессиональной самоидентификации, в конструировании версий продолжения образования и профессионального самопродвижения;
- ставить и корректировать соответствующие им ближние и дальние цели, использовать внешние и внутренние ресурсы;
- приобретать опыт создания личностно значимых образовательных продуктов;
- противостоять внешним манипулятивным воздействиям;
- владеть способами деятельности по обеспечению принятия решения о продолжении образования и профессиональном становлении в условиях из-меняющегося общества и рынка труда; o запрашивать необходимую помощь специалистов".
Для организации мониторинга результативноси предпрофильной подготовки мы разработали опросник, нацеленный на определение степени приближения к указанным целям. Сначала нами была выбрана форма, предложенная С.Л. Братченко (Гуманитарная экспертиза). Мы предлагали учащимся предпрофильных классов (9-е классы и 8-е в конце учебного года)оценить степень развитости у них того или иного умения (в соответствии с целями предпрофильной подготовки). Получился такой опросник.
Уважаемые ребята! Мы проводим исследование, с целью улучшения качества предпрофильной подготовки школьников в Гатчинском муниципальном районе. Просим Вас выразить свое мнение о Вашей профориентационной компетенции.
В анкете часто встречается понятие "образовательный маршрут". Для справки, образовательный маршрут - это определенная вами последовательность учебных заведений (школы, курсы, училища, техникумы, колледжи, вузы и пр.), в которых Вы планируете обучаться от настоящего момента до получения желаемой профессии. Если вам встретятся другие непонятные слова, попросите вашего учителя разъяснить их.
Как выразить свое мнение.
В первом столбце таблицы записаны некоторые умения, СВЯЗАННЫЕ С ПОСТРОЕНИЕМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА. Оцените, насколько эти умения важны для Вас. Для этого во втором столбце напротив каждого умения обведите одну из цифр от 1 до 5.
Аналогично в третьем столбце оцените свои знания, как это делать, в четвертом - делаете ли вы это реально, в пятом - получаете ли положительные результаты.
Оцениваемые умения | ||||
Считаю это важным | Знаю как это делать | Реально делаю это | Получаю результаты | |
"5"-очень важно; "4"-важно; "3"-затрудняюсь ответить; "2"-не очень важно; "1"-совсем не важно; |
"5"-хорошо знаю; "4"-знаю; "3"-затрудняюсь ответить; "2"-знаний не хватает; "1"-совсем не знаю; |
"5"-делаю тщательно и подробно; "4"-делаю, не уточняя детали; "3"-делаю частично; "2"-делаю мало; "1"-совсем не делаю; |
"5"-Отличный результат; "4"-Хороший результат; "3"-Минимальный результат; "2"-нет результата; "1"-Плохой результат; |
|
Выбирать образовательный маршрут (путь получения дальнейшего образования) | 1 2 3 4 5 | 1 2 3 4 5 | 1 2 3 4 5 | 1 2 3 4 5 |
Ставить и корректировать цели, соответствующие образовательному маршруту | 1 2 3 4 5 | 1 2 3 4 5 | 1 2 3 4 5 | 1 2 3 4 5 |
Получать знания, не-обходимые для реализации образовательного маршрута | 1 2 3 4 5 | 1 2 3 4 5 | 1 2 3 4 5 | 1 2 3 4 5 |
Проверять себя в деятельности, которая станет основой будущей профессии | 1 2 3 4 5 | 1 2 3 4 5 | 1 2 3 4 5 | 1 2 3 4 5 |
Противостать внешним манипуляциям, уводящим от основной цели | 1 2 3 4 5 | 1 2 3 4 5 | 1 2 3 4 5 | 1 2 3 4 5 |
Принимать решения в зависимости от меняющихся внешних обстоятельств | 1 2 3 4 5 | 1 2 3 4 5 | 1 2 3 4 5 | 1 2 3 4 5 |
Запрашивать помощь специалистов (психологов, юристов, медиков и пр.) | 1 2 3 4 5 | 1 2 3 4 5 | 1 2 3 4 5 | 1 2 3 4 5 |
СУММА: | ||||
СРЕДНЕЕ: |
Подпишите, пожалуйста, опросный лист.
Но применить на практике опросник в таком виде оказалось затруднительным, т.к. сделать распечатки на каждого учащегося оказалось затруднительным. И мы создали второй вариант опросника, который можно проводить зачитывая утверрждения. Учащиеся оценивают степень согласия с каждым из утверждений. второй вариант опросника получился такой:
Опросник профильно-ориентационной компетеции (ОПОК)
Работая с опросником учащиеся предпрофильного класса должны выразить свое согласие или несогласие с 28 утверждениями. Утверждения может зачитывать психолог (учитель), а учащиеся выбирают и записывают в лист ответов номер варианта ответа (степень согласия).
До оглашения утверждений разъясните учащимся понятия:
- образовательный маршрут;
- манипуляции;
- ближние и дальние цели;
- профессиональные пробы.
Если у учащихся возникнут другие вопросы, постарайтесь подробно разъяснить все, что оказалось непонятным. И обязательно приведите примеры меняющихся обстоятельств, которые могут помешать достижению профессиональных целей (утверждения с 21 по 24).
Запишите на доске варианты ответов
(степень согласия с утверждениями)- - да, это так
- - похоже, что это так
- - и так и не так
- - похоже, что это не так
- - нет, это не так
Попросите учащихся на листке в столбик записать числа от 1 до 28 (номера утверждений) и рядом с ними писать номер выбранного ответа (см. выше).
Утверждения:
- Я считаю важным задолго до окончания школы выбрать образовательный маршрут.
- Что нужно сделать, чтобы выстроить успешный образовательный маршрут, я хорошо знаю.
- Я делаю все необходимое для построения собственного образовательного маршрута.
- Я вполне доволен тем, как я выстроил свой образовательный маршрут. Я уверен, что смогу добиться всего, что наметил.
- Для того, чтобы реализовать намеченный образовательный маршрут, очень важно уметь ставить цели на ближнюю и на дальнюю перспективу.
- Мне известна технология постановки целей. Я хорошо знаю, как правильно ставить цели.
- Я имею ясные цели, соответствующие моему образовательному маршруту.
- Правильно поставленные мною цели реально продвигают меня по моему образовательному маршруту, приближают меня к моей цели.
- Для успешного продвижения по образовательному маршруту необходимы соответствующие этому маршруту знания.
- Я точно знаю, как получить знания, необходимые для успешного достижения всех пунктов моего образовательного маршрута.
- Все знания, необходимые для моего образовательного маршрута я вовремя и успешно получаю.
- Я чувствую, что все, что я узнаю, реально продвигают меня по выбранному мною маршруту.
- Чтобы не ошибиться в выборе дела жизни, важно попробовать его на практике еще во время обучения в школе.
- Я хорошо знаю, как проверить себя в выбранном мною деле, как осуществить профессиональную пробу.
- Я уже не раз пробовал делать то, чем буду заниматься в своей профессии и в подготовке к ней.
- Мои проверки себя в деле приближают меня к окончательному утверждению в собственном выборе.
- На пути к намеченным целям очень важно уметь противостоять посторонним влияниям, отвлекающим меня от выбранного маршрута.
- Как противостоять манипуляторам мне хорошо известно, я знаю, кому и когда сказать "нет", чтобы не сбиться с образовательного маршрута.
- Мне уже приходилось отстаивать свое мнение, когда меня пытались переубедить, и у меня это хорошо получалось. Я частенько противостою таким манипуляциям.
- Мои умения противостоять манипуляциям ощутимо помогают мне двигаться к цели.
- В жизни часто меняются обстоятельства. При этом важно сохранить намеченные цели, не уклониться от выбранного образовательного маршрута.
- Мне известно, как вести себя в меняющихся обстоятельствах, чтобы реализовать намеченные цели обучения и получения профессии.
- Если случались перемены, которые затрудняли мое продвижение по выбранному образовательному маршруту, я вносил коррективы, которые помогали мне не отказаться от намеченных целей.
- Я горжусь своим умением оперативно реагировать на изменившиеся обстоятельства, потому это не раз помогло мне достичь целей, ведущих меня к выбранной профессии.
- Пока человек учится и осваивает профессию, очень важно пользоваться помощью специалистов (учителей, психологов, юристов, медиков и пр.).
- Если мне потребуется такая помощь, я легко ее найду. Я точно знаю, где и как ее получить.
- Мне уже приходилось пользоваться помощью специалистов и у меня это совсем не вызывало затруднений.
- Помощь, которую я получал от специалистов, реально помогла мне при прохождении мною образовательного маршрута.
Попросите учащихся подписать свой лист ответов.
Тексты опросников, бланки протоколов, примечания и Excel-разработку, для автоматизации составления протоколов можно скачать здесь ZIP 74kb