Материал взят с сайта
http://www.balint.ru/groups/goals.html

Этот текст был написан для медиков. Читая его сейчас, можно подставить вместо пары "врач - пациент" другие пары: "психолог - клиент", "социальный работник - клиент", "педагог - ученик"...

Цели работы балинтовских групп:

В проводимом обсуждении акцент делается не на клиническом анализе ведения данного пациента, а на различных особенностях и аспектах взаимоотношений врача с пациентом в рамках данного случая, их реакциях на меняющиеся обстоятельства этой ситуации, что отличает балинтовские группы от традиционного клинического разбора, консилиума или супервизии. Для этого нужно, чтобы в групповых дискуссиях говорили не только о том, что думает, но и о том, что чувствует врач (эмоционально и телесно) во взаимоотношениях со своим пациентом, что доктор и пациент значат друг для друга, и что они друг для друга делают?

Балинтовские группы помогают ответить на вопросы:

и как всё это влияет:

Объект обсуждения - не пациент и не его лечение, скорее, сам врач с его своеобразием восприятия данного случая, отношением к нему. "Докладчик" должен ориентировать свой рассказ не столько на историю болезни, сколько на изложение сложностей взаимоотношений с пациентом и своем переживании трудностей этого случая. Собственно, поэтому участники группы рассказывают о своих пациентах без записей, свободно, не заботясь о жесткой структуре своего сообщения, иногда повторяясь, что-то вспоминая "на ходу".

Описание процесса работы Балинтовской группы.

Один из участников группы предлагает случай из практики, который вызвал затруднения, удивление или почему-то запомнился. Рассказ ведётся по памяти без предварительной подготовки, т.к. для анализа не менее важно, что "забывает" сказать рассказчик. Хорошо если рассказчик описывает реакции и поведение пациента/клиента, свои эмоции, мысли или ожидания в большей степени, чем клиническую часть случая. После короткого рассказа (5 -15 минут) рассказчик формулирует "запрос", который должен касаться коммуникации с пациентом/клиентом (что происходило, уточнение эмоционального состояния, ожиданий врача/психолога или пациента/клиента...). Запрос может касаться, на первый взгляд, совершенно не существенных вещей. Я помню очень продуктивное обсуждение случая, в котором запрос звучал так: "Почему я так много смеялась в этом случае?".

После формулировки "запроса" участники группы могут обменяться впечатлениями и задать вопросы, которые прояснят для них необходимые для ответа на запрос моменты.

Лидер Балинтовской группы следит, чтобы вопросов было не чересчур много, и они не слишком "разогревали" рассказчика и группу. Когда ситуация достаточно уточнена, он просит рассказчика немного выдвинуться из круга, расслабиться и послушать, что участники группы чувствуют и думают по поводу коммуникации, сложившейся в обсуждаемом случае. Приветствуются любые фантазии, образы, метафоры и символы. Любая фантазия или ассоциация может быть подспорьем в понимании неосознанной составляющей коммуникации. Здесь нет правильных интерпретаций, а есть множественность восприятия ситуации. Это позволяет рассказчику взглянуть на свой случай со стороны и увидеть ранее невидимое, то, что находилось в "слепых пятнах" или было "прикрыто" психологической защитой и понять, почему этот пациент/клиент вызывал затруднения или удивление. Совсем необязательно, чтобы все фантазии в группе казались рассказчику "правильными". Может быть, как раз то, что вызывает сейчас самый сильный протест, потом и окажется наиболее точным объяснением происшедшего.

После круга фантазий и их обсуждения, рассказчик "возвращается в круг" и делится своими переживаниями и мыслями, возникшими в процессе обсуждения.

Последний круг даёт возможность участникам поделиться тем, что им дало это обсуждение, что для них значил этот случай.

Неотъемлемые характеристики Балинтовских групп:

Желательные характеристики Балинтовских групп:

Отличия Балинтовских групп от других форм работы.

Работа Балинтовской группы направлена на: - "исследование" эмоциональной и бессознательной части технологии работы врача - осознание её; - безопасность работы врача или психолога (восстановление, защита, предупреждение профессионального стресса и выгорания).

Балинтовская группа не занимается: - дидактическим обучением, - оценкой работы и личности специалиста, - оптимизацией и методической организацией знаний и технологий, психотерапией участников.

Объектами работы Балинтовской группы являются: коммуникация, эмоции, чувства, иррациональные идеи и установки, психологические защиты, переносы, контрпереносы, ожидания, смысл.

Балинтовская группа не занимается: решением проблем пациента или врача, алгоритмами диагностики, лечения или курации, анализом знаний врача или психолога.

Инструментами Балинтовской работы являются: ассоциации, фантазии, аналогии, анализ защит и переносов, эмоциональная поддержка.

В Балинтовской группе запрещены: оценки, советы, решение клинических проблем, обмен профессиональными знаниями.

В Балинтовской группе приветствуется полифония точек зрения и обсуждение, направленное на поиск новых смыслов в отношениях и новых взглядов на коммуникацию.

В Балинтовской группе не ведётся поиск единственно правильного решения. В Балинтовской группе не используется: генерализация, обобщение и употребление терминов (всё это считается избеганием контакта с эмоциями и смыслами, возникающими "здесь и сейчас" в процессе Балинтовской работы).

Результаты работы в Балинтовской группе.

Личностные: Формальные:

Из работ Rosin et al. (1989),
K. K?hle and R. Obliers (1993),
Kjeldmand (2001),
A. Mandel, B. Maoz et al можно сделать следующие выводы:

Балинтовские группы позволяют осознать свой стиль отношений с пациентами/клиентами, помогают глубже понять пациент/клиента и его потребности. В то же время Балинтовские группы способствуют пониманию неопределенностей и неоднозначностей медицинской и консультативной практики, уменьшая этим профессиональный стресс и увеличивая удовлетворённость работой.

Специалисты, прошедшие Балинтовские группы, лучше контролируют свою рабочую и психоэмоциональную нагрузку. У них реже возникает недовольство тем что пациент/клиент пришёл на консультацию без ясной и понятной формулировки причины. Психосоматические пациенты не кажутся им "чёрной дырой", поглощающей всё время и все силы. Специалисты, прошедшие Балинтовские группы, менее склонны "прятаться" от пациентов за необязательными назначениями (дополнительные анализы или консультации у специалистов).

По сравнению с теми, кто не участвовал в Балинтовских группах, врачи, которые занимались Балинтовской работой более 2-х лет, больше удовлетворены своим выбором профессии.

Функции лидера в Балинтовской группе:

Основная задача лидера в Балинтовской группе - создание безопасной творческой атмосферы обсуждения. Важным является удержание обсуждения в рамках запроса и коммуникации врач - пациент. Лидер Балинтовской группы должен стимулировать продвижение группы к новому пониманию специфики отношений в представленном случае. Для этого лидер Балинтовской группы защищает участников от вторжения в их личную жизнь, поощряет открытое высказывание любых фантазий и ассоциаций, избегает предвзятых и преждевременных суждений и стойко переносит молчание и неопределённость.

Эффективные Балинтовские лидеры должны:

Примерная последовательность сессии.

1. Выбор рассказчика
2. Рассказ
3. Запрос
4. Вопросы к докладчику
5. Уточнение запроса
6. Фантазии каждого участника
7. Отклик докладчика
8. Отклик каждого участника

Последовательность работы не является жёсткой и меняется в зависимости от конкретного случая и состояния докладчика и группы. Возможно исключение некоторых "шагов" или дополнительные "шаги": например, помощь в формулировке запроса, обсуждение образов или ассоциаций связанных с пациентом или проблемой…

Сеттинг

Общепринятый (традиционный) вариант - группа собирается 1-2 раза в месяц на 1,5-3 часа (не менее 30 часов в год). Срок работы группы для достижения результатов 2-3 года в зависимости от интенсивности работы.

Возможный вариант - группа собирается 1 раз в 1,5-2 месяца на 4,5-6 часов (не менее 30 часов в год). Срок работы группы для достижения результатов 2-3 года в зависимости от интенсивности работы.

Интенсивный вариант - 2-х - 3-х -дневный интенсивный "марафон с погружением" (не менее 21 часа). Срок работы группы 1,5-2 года (не менее 3-х "марафонов" с промежутком между ними в несколько месяцев, необходимым для формирования позитивных профессиональных и личностных изменений).

История Балинтовских групп.

Майкл и Энид Балинт были психоаналитиками, которые начали проводить семинары для врачей общей практики (семейных врачей) в Лондоне в 1950-х годах.

Цель была в помощи врачам в анализе психологических аспектов проблем их пациентов, а так же в анализе проблем врачей, вызванных пациентами. Работа фокусировалась на отношениях врач-пациент: в чём их смысл, как их можно успешно использовать, и почему они часто разваливаются из-за того, что врач и пациент не могут понять друг друга.

Врачам предлагалось рассказать случай из своей практики, который потом обсуждался участниками семинара под руководством одного или двух лидеров-психоаналитиков. В этой ситуации врачи могли извлечь пользу от аналитического рассмотрения материала, хотя психоаналитики редко давали аналитические интерпретации В начале врачам рекомендовалось проводить "длинное интервью" - углублённый опрос пациентов перед рассказом о пациенте и считать, что они проводят в короткие сроки в некотором роде номинальную психотерапию для избранных пациентов.

Позже Балинтам стало более интересно то, что происходило между врачом и пациентом на обычных коротких приёмах, иногда на протяжении многих лет. "Длинное интервью" стали рассматриваться как "инородное тело" в общей практике. Акцент сместился с попытки превратить врача общей практики в психотерапевта для избранных пациентов, на понимание того, что происходит в процессе обычной работы.

Балинты много путешествовали по Европе и в нескольких странах появились такие группы. Были организованы Балинтовские общества для стимулирования появления новых групп, и в 1972 году обществами Британии, Франции, Бельгии, Голландии и Западной Германии была образована Международная Балинтовская федерация.


Hosted by uCoz