Реформирование отечественной школы началось по линии гуманизации образования. Гуманистическая позиция заложена во всех документах, определяющих стратегические цели системы образования. Так, в Законе Российской федерации "Об образовании" статья 2 первым принципом государственной политики в области образования называет "гуманистический характер образования. Приоритет общечеловеческих ценностей, жизни, здоровья человека, свободного развития личности…"
В статье 9 п. 2 говорится: "Общеобразовательные программы направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ". Пункт 1 статьи 14 определяет, что содержание образования должно быть ориентированно на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации. В этой же статье (пункт 5) говорится, что содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и суждений.
В министерстве общего и профессионального образования РФ в последние годы приняты важнейшие документы о "переходе от традиционной парадигмы образования - знаний, умений и навыков - к парадигме развивающего образования" см. решение коллегии МО РФ от 29.03.95 № 7/1 "О состоянии и перспективах развития службы практической психологии образования РФ" и др.
Все это дало основания разработать курс "Основы самоопределения личности", базирующийся на идеях гуманистической психологии и педагогики и имеющий в качестве стержня профессиональное самоопределение.
В школе нередки случаи, когда учащиеся, получив основное общее образование (обязательное, согласно Закону РФ "Об образовании"), затрудняются в выборе дальнейшего жизненного пути. Уровень развития и образования не позволяет полностью осознанно, независимо, самостоятельно и с полной ответственностью сделать этот шаг. Оказать помощь в осознании собственных способностей, склонностей, особенностей характера. Темперамента, способствовать постановке реальных жизненных целей. Помочь учащимся наметить пути реализации этих целей и призван предлагаемый курс "Основы самоопределения личности".
Курс предназначен ля тех, кто завершает основное общее образование, т. е. для учащихся 9-х классов общеобразовательных школ. Основной акцент (большее количество часов) сделан на профессиональном самоопределении, выборе дальнейшего образовательного пути, ответственности за свой выбор: продолжать ли получать образование, где продолжать образование, какие предметы изучать углубленно, какие курсы посещать и т. п. А это значит. Что надо научить ставить цели. Профессиональное самоопределение - сквозная тема курса.