Я познание сделал своим ремеслом,
Я знаком с высшей правдой и с низменным злом.
Все тугие узлы я распутал на свете,
Кроме смерти, завязанной мертвым узлом!
Омар Хайям. "Рубаи".
Психологическое неблагополучие молодого поколения нынешнего времени становится все более очевидным. Нельзя не заметить, что растет интерес молодежи к экстремальным формам поведения, многие молодые люди предпочитают виртуальный мир реальному, не теряет остроту проблема наркотизации и алкоголизации молодежи. И кроме всего этого увеличивается число детских и подростковых самоубийств. Все это указывает на главную психологическую проблему молодежи - снижение ценности собственной жизни.
В своей практике психологического консультирования мне не раз приходилось сталкиваться с ситуациями, когда молодые люди решали гамлетовский вопрос "Быть, или не быть?". Кроме случаев консультирования подростков после попыток суицида есть много примеров необычного отношения к жизни.
- Один восемнадцатилетний молодой человек пришел к психологу, чтобы поделиться своим восприятием мира. Он сказал, что все ошибаются, думая, что живут. На самом деле все мертвы, а жизнь начнется тогда, когда, по их понятиям, наступит смерть…
- У нас в Гатчине есть группы молодежи, именуемые себя Готами, для них темы смерти вызывают особый интерес, для них посещение кладбищ особый ритуал…
- Показательно, что один из форумов (способ общения в Интернете), гатчинские подростки назвали "Депресняк"…
Причины сложившейся ситуации тоже очевидны. Фильмы, книги, телепередачи, компьютерные игры насыщены изощренными убийствами и мучительными смертями. Тема смерти - верный спутник рок- и реп- музыки. В нашу жизнь стремительно ворвалось понятие "терроризм" и дети ощущают свою беззащитность. Демографический кризис (население нашей страны ежечасно уменьшается на экипаж подводной лодки "Курск" - около 100 человек) проводит к тому, что многие дети растут и взрослеют среди старых людей, для которых тема смерти белее естественна. При всем этом существует некий социальный запрет, табу на разговоры с детьми о смерти. Этого не умеют делать родители, этот вопрос не разработан в педагогике.
А психологические исследования показывают, что дети глубоко озадачены смертью, и эта озабоченность возникает гораздо раньше, чем принято думать. Переживания детей по поводу смерти оказывают не малое воздействие на их развитие. Известный питерский детский психотерапевт А. И. Захаров глубоко изучал проблему детских страхов. Он считает, что в норме страх смерти должен быть переработан сознанием ребенка к семи годам. Если страх смерти к младшему школьному возрасту не уменьшается, то это рассматривается как искажение психического развития, возникновение невроза.
Что может уберечь нашего ребенка от последнего шага? Каждый человек имеет свою систему ценностей. Ценность, это не то, что стоит много денег и не то, чему завидуют друзья и подруги. Ценность это то, что затрагивает человека. Ценность это особое чувство, которое можно выразить словами: "Хорошо, что это есть!". Для кого-то такой ценностью становится семья, для кого-то - общение, для кого-то - работа. В качестве ценности может выступать творчество, искусство, природа.
Среди всех ценностей человека особо выделяется ценность самого себя. Если ее нет, то человек не может переживать, чувствовать другие ценности. Если же она есть, то даже когда пошатнутся все остальные ценности, восприятие себя как "благо" даст силы выбираться из сложных жизненных ситуаций. Поэтому ценность самого себя психологи называют фундаментальной ценностью.
Система ценностей, смысл жизни не деется человеку от рождения. И фундаментальная ценность, отношение к собственной жизни возникает из личного опыта человека. Каждый ребенок должен получать от окружающего его мира сигналы, вызывающе чувство "Хорошо, что я есть!". Ребенок не просто должен это услышать, он может этого и не слышать. Главное, он должен это почувствовать.
Сигналы, вызывающие чувство "Хорошо, что я есть!", должны исходить от родителей, от учителей, от сверстников - от всех значимых других. Даже когда мы наказываем ребенка, у него должно быть чувство, что его любят, что он нужен, что другим хорошо оттого, что он есть. Кому нужна наша любовь, если ее никто кроме нас не чувствует?
Но если мы ограничимся только лишь внешними сигналами, несущими любовь, то ребенок окажется в зависимости от них, не сможет без них существовать. Для того, чтобы возникло внутреннее, устойчивое "Да жизни" необходимо телесное переживание, фундаментальная ценность должна быть пережита как эмоция. Задача родителей подвести ребенка к положительному эмоциональному переживанию мира, природы, себя, других людей, чтобы внешний сигнал "Хорошо, что ты есть!" вызвал телесные вибрации и чувство "Хорошо, что я есть!", чтобы это чувство закрепилось и поддерживало наших детей изнутри, даже когда мир будет жесток по отношению к ним.
Хорошо, если платье твое без прорех.
И о хлебе насущном подумать не грех.
А всего остального и даром не надо -
Жизнь дороже богатства и почестей всех.
Омар Хайям. "Рубаи".