На этой страничке мы разместили статью Петровой Лилии Ивановны,педагога-психолога МДОУ "Детский сад №27 комбинированного вида", а разработанная ею программа и игры - в разделе "Арсенал"
А в этом маленьком фотоальбоме - несколько иллюстраций к тому, как проходил наш семинар "Использование психологических игр для организации развивающих и коррекционных занятий в детском саду".
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИМИТАЦИОННЫХ ИГР
В РАЗВИТИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ
ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ
Петрова Л. И.
Вопрос развития эмоциональной сферы ребенка - существенная и актуальная часть его общего развития. Чувства и эмоции, переживаемые ребенком в различные моменты его жизни, определяют его поведение и, в то же время, являются содержанием его ситуационной эмоциональной жизни.
Обеспечение позитивного настроения - важнейшее условие любой конкретной деятельности ребенка. Дети всегда охотно выполняют то, что привлекательно, приятно для них, то, что дает ощущения удовольствия и радости.
У детей, имеющих нарушения в развитии, отмечаются, в том числе, и нарушения эмоциональной сферы. Чувства таких детей недифференцированы, диапазон их переживаний невелик. Обычно такие дети или очень довольны, радостны или сильно огорчены, безутешно плачут. Для них характерны быстрые переходы настроений: то чрезмерная легкость и поверхностность переживаний, то, наоборот, сильные и длительные реакции по малосущественным поводам. Велико влияние эгоцентрических эмоций. Эти дети высоко ценят тех, кто приятен, симпатичен им. У детей со сложными нарушениями в развитии нередки и болезненные проявления чувств:
- вспышки раздражения от утомления;
- расстройства, резкие перепады настроения (то чрезмерная радость, го бесконечная угнетенность);
- немотивированные повышения настроения (эйфоричность, нечувствительность к объективной реальности, либо апатия безразличие ко всему, утеря интересов).
Внутренний мир таких детей зачастую наполнен страхами и тревогами. Они не понимают смысла поведения окружающих и не могут определить его по внешним проявлениям. Кроме того, они не знают, как правильно реагировать на то или иное настроении окружающих. Это незнание, в свою очередь, снижает чувство безопасности, защищенности, вызывает эмоциональный дискомфорт.
Уже в течение нескольких лет я работаю с так называемыми "особыми" детьми. Мои воспитанники имеют значительные нарушения в развитии: ДЦП, различные парапарезы, нарушения интеллектуального и речевого развития, нарушения зрения, слуха и другие серьезные отклонения. Почти у каждого ребенка ограничена подвижность, у некоторых детей могут двигаться только руки. Есть дети, которые неспособны перемещаться в пространстве, они не могут самостоятельно поесть, попить, сесть или надеть какую - то вещь. Им постоянно нужны внимание и помощь взрослых.
Традиционные методы и приемы работы по развитию эмоциональной сферы таких детей (психогимнастика, сказкотерапия) неэффективны, а иногда и просто неприменимы в работе с ними. Заметив, что эмоциональный отклик и оживление вызывают практически у всех детей музыкально -ритмические игры типа "Где же наши ручки?", "Ножкой тон..." и т.п., я стала сама придумывать имитационные или подражательные игры. Считаю необходимым остановиться на специфике этих игр, которая определяет эффективность их использования в работе с детьми, имеющими сложные нарушения в развитии.
Имитационная или подражательная игра - это воспроизведение действий или ситуаций, которые ребенок наблюдает в настоящий момент.
Имитационные игры обладают целым рядом неоспоримых достоинств:
- предлагаемые мною игровые цепочки достаточно просты, незатейливы, хорошо знакомы нашим детям, несмотря на небогатый социальный опыт, например, они становятся то озорными воробьями, то бабушкиными клубочками, то сонными котятами, а то и просто цветочками;
- проигрывание знакомых ситуаций не вызывает у детей напряжения и затруднений в процессе совместного с взрослым освоения игрового опыта;
- стихотворное сопровождение цепочки различных действий ритмически организует игры, что позволяет многократно использовать одни и те же движения, каждый раз в соответствии с новой ролью. К тому же, рифмованные строчки легко запоминаются, помогают поддерживать постоянный интерес к имитационным играм и вызывают желание играть в них снова и снова;
- использование звуковых, цветовых, тактильных и зрительных стимулов дает возможность для накопления богатого чувственного опыта в процессе взаимодействия с окружающими взрослыми и сверстниками, способствует сосредоточению на переживаемых эмоциях;
- участие детей в имитационных играх на правах партнерства облегчает социальную адаптацию, насыщает детей позитивными эмоциями;
- взаимодействуя с другими участниками игры они получают возможность изменять игру (дополнять или придумывать варианты действий, сочинять продолжение). Такое сотворчество, несомненно, повышает уверенность детей в своих возможностях, что, в свою очередь, вызывает большую активность и самостоятельность каждого ребенка.
В прошлом году в нашу группу поступила Даша П. Она могла только сидеть, лежать и немного ползать на коленях. Круг общения ее был ограничен до минимума, практически замыкался на семье. В группе Даша вес время держалась за руку воспитателя, панически боясь остаться одна. На все предложения нош рать отвечала отказом и горько плакала. Мы с другими детьми старались играть так, чтобы Даша могла нас слышать и видеть. Недолгое время спустя я заметила, что она стала потихоньку приближаться к нам и повторять движения и слова наших игр. Вскоре Даша присоединилась к другим детям и стала охотно играть со всеми вместе. В этом году после долгого отсутствия (она перенесла сложнейшую операцию) Даша вернулась в группу. Дети стали рассказывать ей, что у нас в группе появились новые жильцы - гномики со своим "Домиком настроений". Даша выслушала новости и тут же спросила, научили ли мы гномиков играть и наши игры.
Имитационные игры дают возможность использовать их не только на занятиях с детьми, но и в работе по оптимизации и нормализации детско-родительских отношений. Большую часть игр можно использовать в тренингах по эмоциональному сближению мам и детей в парном варианте. МОЙ опыт показывает, что совместное участие в этих играх не просто приносит удовольствие и сокращает эмоциональную дистанцию в общении между участниками, но и дает возможность детям порадовать и удивить своих мам. Мамы же, играя вместе с детьми, понимают вдруг, что их дети не только источник постоянных забот, но они и источник радости и даже гордости для них.
Можно также предположить, что позитивный эмоциональный заряд, получаемый детьми в процессе имитационных игр, положительно сказывается на эффективности и результативности других видов их деятельности.