Развитие человека, как члена общества начинается с момента рождения и длится всю его жизнь. Но именно в первые 15 - 25 лет происходит самое главное: усвоение личностью социальных ценностей, таких как речь, знания, человеческое мышление и сознание, отношения к окружающему, и к самому себе, норм поведения, привычек, качеств, потребностей и т. д. Все это мы называем социализация. По сути, социализация - это приспособление конкретного ребенка, подростка, молодого человека, а жизни в нашем обществе. Жизненный успех - это реализация природного потенциала конкретной личности в конкретном обществе.

Частью общего процесса социализации личности является ее правовая социализация. Правовая социализация это усвоение личностью правовых ценностей, превращение их в нормы своей жизни и поведения, в личные качества и особенности психологии. "Для того чтобы жить в праве, - писал русский правовед А. С. Алексеев, - необходимо, прежде всего, чтобы право жило в нас".

Перед взрослеющим человеком возникает возможность выбора достижений человеческой цивилизации, что он выберет, сделав своим достоянием, таков он и будет, такова будет и его жизнь.

Установки ребенка по отношению к праву, закону, морали складываются под влиянием как целенаправленных воздействий, так и стихийных. Но преобладание стихийности всегда чревато задержками и деформациями в правовой социализации. В условиях современных тенденций криминализации общества, снижения уровня культуры и морали преобладание стихийных влияний особенно нетерпимо.

Верно утверждение: человек на 1/3 то, что ему дали родители, на 1/3 - то, что сделали с ним другие люди, и на 1/3 - то, что он сделал с собою сам. Человек не в силах изменить все обстоятельства, но они во многом таковы, какую дорогу он выбрал. Другие люди не в состоянии кардинально изменить человека, пока не начал действовать механизм саморазвития. Каждый в главном таков, каким он сделал себя сам. Потому важнейшим условием управления правовой социализации выступает побуждение подростков, молодежи, граждан к саморазвитию, помощь в его эффективном осуществлении. Это важно помнить и учителям, и родителям, и всем тем, кто хоть как-то связан в воспитанием подрастающего поколения.

Здесь можно предположить реакцию родителей: у нас много государственных органов, которые призваны заниматься правовым воспитанием (отделы профилактики правоохранительных органов, детские комнаты, инспекции по профилактике правонарушений несовершеннолетних, органы, исполняющие наказания, преподаватели правовых учебных дисциплин, психологи и социальные педагоги образовательных учреждений и др.). А большинство родителей, как раз, наименее подготовлены для выполнения этих функций.

Действительно, у нас есть положительный опыт правовой социализации. Так, при Администрации муниципального образования "Гатчинский район" создан центр правового воспитания молодежи, который базируется в Высокоключевой школе. Этим центром организовано много ярких мероприятий районного уровня. Опыт руководителя Центра, учителя права Синявской Лидии Ивановны изучался и обобщался учителями района. Пусть еще не во всех школах, но все же во многих школах вводится предмет граждановедение, позволяющий с пятого класса активно формировать гражданственность подрастающих поколений.

Но если родители не удовлетворены имеющимися результатами правового воспитания детей (не только своих), то следует воспользоваться всеми имеющимися для этого возможностями. Только что мы избрали органы местного самоуправления, может быть нам следует придти им на помощь в решении вопроса правовой социализации детей и подростков. Может быть, надо активизировать работу родительских комитетов, может быть следует создавать общественные формирования, или просто позаботиться о собственном уровне правовой культуры. Ведь задача правового развития личности, строящей свою жизнь в согласии с нормами права - одна из главных, если не самая главная, в утверждении законности и подлинного правопорядка в обществе.

Свою активность в части правовой социализации детей родители могут увеличить еще и потому, что правомерное поведение личности возможно практически при полной правовой неподготовленности. Это не случайно, ибо мораль и права неразрывно связаны. Человек, разбирающийся в вопросах морали, человек, которому присущи честность, порядочность, добросовестность, доброжелательность, ответственность, организованность, требовательность к себе, интуитивно угадывает, что справедливо, а что нет. А воспитать все это должны именно родители.

Вместе с тем для правомерного поведения личности необходимо и правильное понимание юридически значимых ситуаций жизни, принятие правомерных решений, правильного построения правоотношений. Обеспечивается это наличием у личности достаточной правовой компетентности, компонентами которой выступают:

  1. Правовая осведомленность. Это достаточный объем правовых знаний, необходимый для безукоризненной правовой регуляции своих поступков, отношений, принятия повседневно-бытовых и профессиональных решений.
  2. Правовые умения и навыки. Каждому гражданину надо по меньшей мере уметь осуществлять правовую регуляцию своего поведения в различных жизненных ситуациях, на улицах, дорогах, в общественных местах, семье, при посещении государственных учреждений; уметь решать правовые проблемы - обращаться в юридические консультации и органы, оформлять юридически значимые документы, действовать правильно, когда он становится виновником или очевидцем правонарушения (например, дорожно-транспортного), обнаруживает факты или вещи (находка, обнаружение лица, объявленного в розыск, и пр.), могущие иметь юридическое значение, когда у него возникают обоснованные подозрения, которые могут оказать помощь органам правопорядка, и т.п.;
  3. Подготовленность, снижающая личную виктимность. Это знания, повышающие личную осторожность, осмотрительность; привычки поведения, снижающие риск стать жертвой, исключающие попадание в "злачные места", компании повышенного криминального риска; развитая разумная осторожность, бдительность, наблюдательность, собранность, самообладание, находчивость, быстрота реакций, ловкость; специально освоенные приемы самозащиты.

Если говорить коротко, то вот основные требования правомерного поведения к гражданину (и его психологии).
Он должен:


Hosted by uCoz