На этой страничке мы разместили статью
Карцовой жанны Леонидовны,
педагога-психолога
МДОУ "Детский сад №25 комбинированного вида"

Использование сказкотерапии
в коррекционной работе
с детьми дошкольного возраста

Праздники и развлечения - обязательная составляющая работы детского сада. А в правильно организованном празднике обязательно присутствуют элементы театрализации сказки. Поэтому психолог, занимающийся сказкотерапией, вполне может соотнести свои задачи с задачами воспитателей и музыкальных руководителей.

Кроме того, в хорошо оснащенном зале удобно проводить не только музыкальные занятия и праздники, но и занятия сказкотерапией.

Как правило, первый этап психотерапевтических занятий - чтение сказки и беседа с детьми по ее содержанию - совпадает с педагогической работой по подготовке детско-взрослых спектаклей. Здесь психолог, педагоги и музыкальный руководитель помогают друг другу.

Следующий, главный этап сказкотерапии начинается после праздника. Это собственно психокоррекционная работа. В этот период психолог и дети распределяют роли для проигрывания эпизодов сказки - не для зрителей, а для себя, обсуждают характеры персонажей и будущую игру. Детям предлагаются упражнения по психогимнастике, рисование или изготовление поделок по мотивам сказки. Рисование и изготовление поделок являются в основном домашними заданиями, но могут проводиться и на занятиях.

Играть в сказку в специально приспособленном музыкальном зале значительно удобнее. Это расширяет возможности психолога и вооружает его дополнительным инструментом в работе.

Психокоррекционная работа строится на материале прошедшего праздника. Для игры уже подготовлена качественная материальная база и музыкальное оформление сюжетов.

Психолог в образе сказочного персонажа приглашает детей в сказку. Ребенок получает возможность действовать внутри сказочного пространства. Выступая в образах сыгранных героев психологом, дети иначе реагируют на вопросы и задания , если они даются от лица сказочного персонажа. Но выступать от лица персонажа можно только в том случае, если это пережитая тобой роль и если внешний облик персонажа качественный (хороший костюм, грим).

Оборудование музыкального зала и пульт управления залом позволяют, не прерывая занятия, изменять интенсивность света, цветовую гамму освещения. Это дает возможность глубже погрузиться в сюжетную ситуацию, острее почувствовать переживаемые героем сюжета чувства.

Как правило, психолог и дети во время коррекционной работы находятся на сцене. Сцена оформляется таким образом, чтобы декорации и атрибуты легко передвигались, складывались и могли выполнять различные функции. Это очень важно при работе с детьми. Особенно с мальчишками. Возможность действием подкрепить свое эмоциональное состоя-ние и добиться зримого результата мотивирует мальчиков на дальнейшую работу.

Хорошо, если сцена отделена от зала закрытым занавесом: так она превращается в небольшое, замкнутое, отделенное от остального мира сказочное пространство. В такой обстановке ребенок с проявлениями негативизма легче раскрывается. Кроме того, это усиливает ощущение вовлеченности в действие сказки. Незаменимую роль играет занавес и по окончании игры - в процессе перехода от занятия к повседневной жизни.

Опыт работы показывает, что занавес сцены отделяет уют созданного с его помощью помещения от всего зала (и от всего мира). По окончании занятия ребенку из этого уютного и дружелюбного пространства придется возвращаться в большой мир. Это происходит поэтапно: вначале раздвигается занавес, и участники занятия адаптируются к большему пространству зала, стараясь не растерять, "не расплескать" достигнутого во время коррекционной работы результата. Через некоторое время можно вернуться в группу. Для некоторой категории детей такая адаптация просто необходима.

План

I Развитие детей в театрализованной деятельности

  1. Что такое театр и его истоки
  2. Значение и специфика театрального искусства
  3. Приобщение детей к театрализованной деятельности
  4. Характеристика театрализованных игр
  5. Классификация театрализованных игр

II Организация театрализованной деятельности дошкольников на разных возрастных этапах

  1. Формы организации театрализованной деятельности
  2. Младшая группа
  3. Средняя группа
  4. Старшая группа
  5. Подготовительная группа

III Кукольный театр

  1. Виды театров
  2. Виды кукол
  3. Организация уголка театрализованной деятельности

IV Роль педагога в организации театрализованной деятельности

  1. Умения и навыки педагога в организации театрализованной деятельности
  2. Основные направления работы с детьми

V Театрализованная деятельность совместно с другими занятиями

Ознакомиться с полным текстом можно, перейдя по этой ссылке


Hosted by uCoz