На этой страничке мы разместили статью
Карцовой жанны Леонидовны,
педагога-психолога
МДОУ "Детский сад №25 комбинированного вида"
Использование сказкотерапии
в коррекционной работе
с детьми дошкольного возраста
Праздники и развлечения - обязательная составляющая работы детского сада. А в правильно организованном празднике обязательно присутствуют элементы театрализации сказки. Поэтому психолог, занимающийся сказкотерапией, вполне может соотнести свои задачи с задачами воспитателей и музыкальных руководителей.
Кроме того, в хорошо оснащенном зале удобно проводить не только музыкальные занятия и праздники, но и занятия сказкотерапией.
Как правило, первый этап психотерапевтических занятий - чтение сказки и беседа с детьми по ее содержанию - совпадает с педагогической работой по подготовке детско-взрослых спектаклей. Здесь психолог, педагоги и музыкальный руководитель помогают друг другу.
Следующий, главный этап сказкотерапии начинается после праздника. Это собственно психокоррекционная работа. В этот период психолог и дети распределяют роли для проигрывания эпизодов сказки - не для зрителей, а для себя, обсуждают характеры персонажей и будущую игру. Детям предлагаются упражнения по психогимнастике, рисование или изготовление поделок по мотивам сказки. Рисование и изготовление поделок являются в основном домашними заданиями, но могут проводиться и на занятиях.
Играть в сказку в специально приспособленном музыкальном зале значительно удобнее. Это расширяет возможности психолога и вооружает его дополнительным инструментом в работе.
Психокоррекционная работа строится на материале прошедшего праздника. Для игры уже подготовлена качественная материальная база и музыкальное оформление сюжетов.
Психолог в образе сказочного персонажа приглашает детей в сказку. Ребенок получает возможность действовать внутри сказочного пространства. Выступая в образах сыгранных героев психологом, дети иначе реагируют на вопросы и задания , если они даются от лица сказочного персонажа. Но выступать от лица персонажа можно только в том случае, если это пережитая тобой роль и если внешний облик персонажа качественный (хороший костюм, грим).
Оборудование музыкального зала и пульт управления залом позволяют, не прерывая занятия, изменять интенсивность света, цветовую гамму освещения. Это дает возможность глубже погрузиться в сюжетную ситуацию, острее почувствовать переживаемые героем сюжета чувства.
Как правило, психолог и дети во время коррекционной работы находятся на сцене. Сцена оформляется таким образом, чтобы декорации и атрибуты легко передвигались, складывались и могли выполнять различные функции. Это очень важно при работе с детьми. Особенно с мальчишками. Возможность действием подкрепить свое эмоциональное состоя-ние и добиться зримого результата мотивирует мальчиков на дальнейшую работу.
Хорошо, если сцена отделена от зала закрытым занавесом: так она превращается в небольшое, замкнутое, отделенное от остального мира сказочное пространство. В такой обстановке ребенок с проявлениями негативизма легче раскрывается. Кроме того, это усиливает ощущение вовлеченности в действие сказки. Незаменимую роль играет занавес и по окончании игры - в процессе перехода от занятия к повседневной жизни.
Опыт работы показывает, что занавес сцены отделяет уют созданного с его помощью помещения от всего зала (и от всего мира). По окончании занятия ребенку из этого уютного и дружелюбного пространства придется возвращаться в большой мир. Это происходит поэтапно: вначале раздвигается занавес, и участники занятия адаптируются к большему пространству зала, стараясь не растерять, "не расплескать" достигнутого во время коррекционной работы результата. Через некоторое время можно вернуться в группу. Для некоторой категории детей такая адаптация просто необходима.
План
I Развитие детей в театрализованной деятельности
- Что такое театр и его истоки
- Значение и специфика театрального искусства
- Приобщение детей к театрализованной деятельности
- Характеристика театрализованных игр
- Классификация театрализованных игр
II Организация театрализованной деятельности дошкольников на разных возрастных этапах
- Формы организации театрализованной деятельности
- Младшая группа
- Средняя группа
- Старшая группа
- Подготовительная группа
III Кукольный театр
- Виды театров
- Виды кукол
- Организация уголка театрализованной деятельности
IV Роль педагога в организации театрализованной деятельности
- Умения и навыки педагога в организации театрализованной деятельности
- Основные направления работы с детьми
V Театрализованная деятельность совместно с другими занятиями
Ознакомиться с полным текстом можно, перейдя по этой ссылке